пятница, 7 мая 2010 г.

«Летучие репортеры» МСА о 8-й Европейской конференции по электронной архивации (ECA 2010) – часть V

Интервью с Ричардом Блейком

Ричард Блейк (Richard Blake), представляющий Национальные Архивы Великобритании, ответил на вопросы «летучих репортеров» Международного Совета Архивов, касающиеся сотрудничества между DLM-форумом и МСА, и его отношению к разработанным МСА функциональным требованиям к делопроизводческим и деловым электронным информационным системам.



Первый вопрос – о сотрудничестве DLM-форума и Международного Совета Архивов в разработке «глобальных» требований к управлению электронными документами. Блейк ответил, что очевидный способ для DLM-форума принять участие в работе МСА – это поделиться колоссальным запасом знаний, накопленных в ходе проекта спецификаций MoReq/MoReq2. Требования МСА, по его мнению, высокоуровневые, и возможность реализовать их на практике зависит от значительно более детально проработанной технической архитектуры. Модули MoReq можно было бы использовать в качестве «строительных блоков».

Есть возможности и для сотрудничества в сфере обучения. Известно, что МСА работает над программами обучения. DLM-форум, со своей стороны, думает о существенно более детальных обучающие материалы – например, о курсах дистанционного обучения на базе университета, в рамках подготовке магистров по специальности «управление документами». Желательно, конечно, чтобы эти программы обучения были взаимно-совместимыми.

Отвечая в связи с этим на следующий вопрос – о предстоящей встрече DLM-форума в Мадриде, Блейк сказал, что там будет выступать Кристина Мартинес (представитель Франции, весьма заметная фигура в МСА), и она затронет тему сотрудничества двух организаций. Блейк подчеркнул, что нет никакой пользы в дублировании усилий, а тем более - в открытой конкуренции двух спецификаций.

Далее репортер попросил Блейка дать оценку требованиям МСА. Блейк рассказал о структуре требований ICA-Req, которые представляют собой документ из трёх частей, и вторая часть полностью перекрывается с тематикой MoReq2. А вот в третье части МСА действительно предложил собственную интересную идею – а именно, была поставлена задача сформулировать требования к управлению документами в деловых системах, не являющихся специализированными документными системами. И в этой работе DLM-форум мог бы помочь МСА, поскольку данное направление его тоже интересует.

Интервью брал Даниэль Оливейра (Daniel Oliveira)

Источник: Сайт «летучих репортеров» МСА / YouTube
http://flyingreporters.ica.org/geneva2010/2010/04/30/interview-with-richard-blake/
http://www.youtube.com/watch?v=g9EYGT9lEMY&feature=player_embedded

Мой комментарий: Обращает на себя внимание, как часто поднимается тема противостояния (хотя это слово не употребляется – упаси боже! только сотрудничество и конвергенция!) спецификаций, разработанных DLM-форумом (MoReq2 и начавшийся проект MoReq2010) и Международным Советом Архивов (ICA-Req, которые сейчас пытаются сделать стандартом ISO 16175).

Комично, что, по большому счёту, за обеими проектами стоят Национальные Архивы – члены МСА. В DLM-форуме, естественно, представлены в основном Национальные Архивы стран Евросоюза (хотя в проекте MoReq2 принимали участие ведущие специалисты из самых разных регионов планеты), а за требованиями ICA-Req стоят Национальные Архивы стран Австралазии.

Но если все версии спецификаций MoReq – внутренне цельные, оригинальные документы, то требования ICA-Req больше похожи на курсовую работу, изготовленную ленивым студентом из подвернувшегося в Интернете материала. Кроме того (и это не афишируется), ICA-Req уже морально устарели – они были «скомпонованы» австралийцами в 2006-2007 годах, ещё до появления последних версий ведущих стандартов MoReq2 и DoD 5015.2, - они основаны на разработках 2002-2004 годов (в первую очередь, MoReq1 и TNA/PRO). И даже действительно ценная, новая идея создания требований к деловым системам была реализована из рук вон плохо – эти требования оказались практически теми же, что и требования к полновесным документационным системам!

Судя по всему, DLM-форум так сильно хочет дружить с МСА, что старается не говорить о ICA-Req худого слова – но при этом аккуратненько так подчеркивается, что требования МСА «слишком общие», и «должны опираться на более детально проработанные в техническом плане стандарты»…

Об ICA-Req см. также http://rusrim.blogspot.com/2010/02/blog-post_04.html

16 комментариев:

  1. Наталья Александровна, добрый день! С прошедшими праздниками! А что имеется в виду: "Известно, что МСА работает над программами обучения. DLM-форум, со своей стороны, думает о существенно более детальных обучающие материалы – например, о курсах дистанционного обучения на базе университета, в рамках подготовке магистров по специальности «управление документами».
    По ссылке
    http://www.irmt.org/educationTrainMaterials.html
    можно выйти и скачать серьезный комплект курсов. Это чья "работа"? С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день, Сергей Владимирович, Вас также с прошедшими праздниками!

    Указанная Вами ссылка ведет на сайт International Records Management Trust (Международного фонда управления документами), который в основном действует в южной и восточной Африке. В конце 1990-х годов свою программу обучения он создавал совместно с МСА (если верить репортерам - http://flyingreporters.ica.org/malta2009/2009/11/19/irmt-an-approach-to-buid-excellence-in-electronic-records-management-in-english-speaking-africa/). Сейчас фонд, похоже, больше сотрудничает с МСА на уровне его регионального отделения.

    Возможно, имеются в виду эти курсы - а может, и что-то ещё :) Все говорят намёками...

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, правды ради, следует отметить, что среди «летучих репортеров» есть те, которые считают Moreq 2 по сравнению с ICA-Req «…very technocratic and detailed specification». Вот ссылка
    http://flyingreporters.ica.org/geneva2010/2010/04/30/implementation-of-globally-harmonised-software-specifications-for-records/
    И можно вопрос: это описка «делопроизводческие» (sic!) функциональные требования? Хотя в статье журнала «Секретарь-референт» № 6, Вы аналогичное «терминологическое решение» все же «прикрыли» скобками… С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  4. Сами авторы MoReq2 не отрицают, что спецификации - достаточно сложные. Что же касается "летучих репортеров", то это, в основном довольно молодые люди, по специальности преимущественно "классические" архивисты т.е. гуманитарии - так что для них подобный взгляд на MoReq2 очень естественный.

    Но вот когда кое-кто начинает утверждать, что требования ICA-Rec "более высокоуровневые" - это неправда. Архивисты, как я понимаю, в ICA-Rec дальше вводной части (действительно, довольно общей) ничего не читают, и сами требования - ровно такие же, как в MoReq, поскольку они оттуда и списаны - не читают :)

    - А чем плохо слово "делопроизводческие"? Да, мне нравится термин "управление документами" - но лишь в силу его современного звучания. По смыслу он от "делопроизводства" ничем не отличается. Писать же каждый раз "функциональные требования к управлению документами" - рука устаёт, честное слово!

    ОтветитьУдалить
  5. Насчет термина «делопроизводческие» (sic!), смею отметить -)), что наша предметная область всегда стремилась к устранению смешения родо-видовых и других ошибочных логических связей, снятию избыточной синонимии и полисемии терминов-дублетов (например, архивные документы – архивные материалы), терминов-архаизмов (документ, бумага, акт), терминов-экзотизмов (например, фильтрационные документы, спецхран), недостаточно ориентирующих терминов (например, документальный памятник, где памятник не поддается одноязычному пониманию), ложно ориентирующих терминов (личные документы в значении ≪документы личного происхождения≫, источниковедческая база вместо источниковая база) и др. Темин "делопроизводческие" почему то ассоциирует с "конепроизводством" -)) Хотя в нашей жизни чего только не бывает -)) С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  6. ...наша предметная область всегда стремилась...

    А моя предметная область меньше думает о теоретических "наворотах", а больше о практике.

    О том, например, что архивариус, согласно нормативным документам, специалист со средним образованием, в то время как архивист - с высшим.

    Что "делопроизводство" для начальства - это часто "девочка, поставь штампик", в то время как "управление документами" уже звучит солидно, это управленческая работа, на которую можно и деньги выделить! :))

    ОтветитьУдалить
  7. Как бы там ни было «с девочками», которые будут заниматься «делопроизводческими» функциями (а ведь, действительно, как сразу зазвучало -) солидно и «денежнее»), тем не менее «DLM-форум так сильно захотел дружить с МСА» вовсе не случайно. За этим стоит эпоха практической деятельности МСА!
    Вспомните хотя бы Комитет ICA/CLM 1993-2004 гг. и «посильно содранные» иными представителями МСА (не входившими в состав Комитета, т.е. там не работавших), «привлившимися» в DLM-форум. А состав результатов был таков: «Principles for Archives and Records legislation. Access to Archives and Data Protection. New technology and copyright: The impact on the archives. Some Problems of Authenticity in an electronic environment. Authenticity: Electronic Signatures or trusted Custodian. Controversies around legal grounds for the settlement of international archival claims» и т.д.
    Да, впрочем, на конкретном примере разработанных курсов МСА (вы только гляньте на их систему, качество, объем, перейдя по представленной мною ссылке), о которых DLM-форум только стал «думать», можно сделать предварительные выводы о «внезапных» причинах «сотрудничества и конвергенции» со стороны данного форума. -))
    Кстати, Наталья Александровна, а ведь помимо «летучих» «молодых классических архивистов», на ECA 2010 побывали и наши соотечественники, представлявшие Россию: 1) Доклад Александра Самарина «создание синергии между BPM и электронными архивами» (Creating a synergy between BPM and electronic archives). 2) Стендовый доклад Олега Олейникова «Экспертиза ценности и приём на хранение электронных документов в государственных архивах Российской Федерации» (Appraisal and acquisition of electronic records in the State Archives of the Russian Federation). 3) Выступление на семинаре Евгения Злобина «Опыт Фундаментального архива Российской Академии наук в электронной и интернет-деятельности» (Experience of the Fundamental Archive of the Russian Academy of Sciences in digital and Internet activity).
    Вы, случайно, не знаете: как Россия то… не подкачала? -)) Что то никак не удается выискать в Инете ни «опыта» государственных архивов РФ, ни электронной деятельности фундаментального архива. Может, поделитесь, пожалуйста -) С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  8. Ваш последний комментарий, Сергей Владимирович, меня повеселил - а ведь Вы, похоже, не знаете, что такое DLM-форум и кто его участники! :)

    И уж будьте справедливы - сейчас МСА переживает не лучшие времена. За последние как минимум лет пять МСА не засветился ни в одном крупном международном проекте, опубликовал лишь парочку стандартов архивных описаний, и за это время публикации прошлых лет во многом устарели.

    Об отечественном участии в ECA-2010 несколько слов скажу завтра, - но информации, к сожалению, маловато.

    ОтветитьУдалить
  9. Участники перечислены на форуме -): состав известен (в том числе нацархивы). Среди них (конкретных личностей), к сожаланию, нет "засветившихся" в крупных международных проектах МСА. Я об этом и написал во 2-м абзаце -)) С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  10. «Летучие репортеры» и др. упустили интересную информацию, которая есть в выложенной презентации Ричарда Блейка (см. http://www.bar.admin.ch/eca2010/...).

    Начиная с 14-го слайда, Блейк говорит о следующей фазе проекта разработки требований МСА, которая как раз и предусматривает разработку руководств и учебных материалов. Планы весьма обширные - рекламные буклеты, инструменты самооценки (на основе материалов IRMT), описания примеров из практики, подготовка нескольких отраслевых версий третьей части ICA-Req, руководства по внедрению, сопоставление ICA-Req с другими стандартами, учебные материалы для модулей 2-3 ICA-Req…

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за дополнительную информацию! Я обратил внимание на слайд презентации с «составом» 3-го модуля ISA-Req (разработанного австралийскими коллегами-участникамии ADRI г-жами Rowena Loo и Anna Morris): e-commerce system, client relationship management system, purpose-built or customised database, human resources systems. По сути, речь идет о «времянке» в российском понимании, которая «недостойна» вечного хранения -) Что ж, видать придется тащить весь «хлам»… А архивисты госархивов, не имеющие даже элементарной СЭД (не говоря уже об интегрированной с источниками комплектования), будут «разгребать» и архивированную электронную почту источников комплектования в придачу. Полагаю, что это правильно! К чему все эти «глупые» слова-лозунги про Национальное историческое наследие? Наверное, в скором времени и «продукты» мусорных корзин (вместе с корзиной) будут составлять «объекты» хранения больших мусорных складов под названием государственный архив -). Кроме того, задумался над смыслом предстоящего «mappings of ICA‐Req to MoReq, TNA and US DoD specifications». Любопытно, это предстоящее «mappings» предполагается «в» или «над», а может «под» перечисленные спецификации? В любом случае от «Principles for Archives and Records legislation» никуда не деться хотя бы как "напоминание". С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  12. По сути, речь идет о «времянке» в российском понимании, которая «недостойна» вечного хранения…

    Именно так, Сергей Владимирович. И знаете, почему? Зарубежные коллеги-архивисты уже осознали, - в отличие от наших, - что на вечное, но оперативно ненужное денег нет и в обозримом будущем не будет. Суммарная экономическая и правовая ценность этой презренной (архивистами) «времянки» в условиях капиталистического общества намного выше, чем у «вечных» 3-5% документов – и именно эту массу документов государство и коммерческие организации в первую очередь заинтересованы переводить в электронный вид, поскольку именно она является переносчиком взаимодействия в экономике и государственном управлении.

    Что ж, видать придется тащить весь «хлам»…

    Словечко «хлам» говорит, что Вы ещё не нашли тот люк, через который можно выбраться из «танка» классического архивного дела :) А этот самый танк не только мешает воспринимать свежие идеи, но и, что самое главное, крепко увяз в болоте безденежья, причём его владелец уже забыл о нём (или делает вид, что забыл). При капитализме всё просто: хотите денег – занимайтесь тем, что востребовано капиталистами, которым этот самый «хлам» дороже всего остального.

    Одним из принципов современного архивного дела является проактивной работа архивистов с документами и особенно документными системами, из которых хотя бы часть документов может попасть на архивное хранение – в первую очередь, имеется в виду разработка определенных требований к системам и документам. В этом смысле, тащить придётся действительно всё.

    Наверное, в скором времени и «продукты» мусорных корзин (вместе с корзиной) будут составлять «объекты» хранения больших мусорных складов под названием государственный архив

    Такого малоприятного поворота событий исключить нельзя – именно это сейчас наблюдается в США. Но, справедливости ради, следует признать, что такая «большая мусорная корзина», снабжённая средствами поиска, всё же не более помойка, чем, скажем, Интернет…

    Проблема в том, что трудно повысить эффективность деловой деятельности и государственного управления, не отказавшись от классической централизованной системы, и не начав всё больше делегировать полномочия сотрудникам. Как следствие, документы начинают идти мимо службы ДОУ, а ответственность за их сохранение перекладывается на сотрудников, которых азам управления документами и архивного дела никто не обучал. В результате документы изначально откладываются в виде более или менее упорядоченной помойки, разбор и экспертиза ценности которой может оказаться на порядок дороже, чем просто сохранение всего подряд. Как это ни печально, но решение данного вопроса будет зависеть не от теоретиков документоведения и архивного дела, а от бухгалтеров.

    Кроме того, задумался над смыслом предстоящего «mappings of ICA‐Req to MoReq, TNA and US DoD specifications

    А зачем? :) Как-то еще ни разу не приходилось наблюдать, чтобы от таких «таблиц соответствия» была какая-то практическая польза (или вред).

    ОтветитьУдалить
  13. Наталья Александровна, российский «люк» есть. Вне зависимости от владельца «забытого» танка. Впрочем, «владелец» уже давно потерял всяческие навыки к восприятию современных тенденций отрасли, превратившись из «владельца» в «мимо проходящего» -). В этом лишний раз убедили тезисы выступлений некоторых наших российских коллег на ЕСА 2010 (спасибо Вам за подсказку к доступу тезисов Конференции). Кроме того, «призывы» к оцифровке сводных описей дел источников комплектования, без генетической зависимости с динамикой модернизирующейся «природы» создания документов в СЭД источников комплектования, подчеркивают ожидаемый «затяжной» характер «болезни» «владельца» танка.
    Архитектура решения российского «люка» логична и «безболезненна» как для классического, так и динамического управления документами (в том числе, транзакционными). Более того, способна реализовать призыв Президента РФ Д. Медведева «стать законодателем мод» в развитии телекоммуникаций и ИТ-технологий , сказанные им на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны.
    Вот только, к огромному сожалению, отсутствует «капиталист»-«Иван Калита», который открыто стал бы собирать вокруг себя специалистов, без их привязки к «стульям» и занимаемым должностям. То есть начал бы реализовывать один из «лозунгов» э-правительства: бизнес-гражданин, гражданин-бизнес – э-правительство. Впрочем, я так полагаю, к этому и придем, но потом, когда «капиталист» и окружающая его «свита»… «насытятся». С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  14. Кстати, на странице http://rusrim.blogspot.com/2010/02/blog-post_04.html было сказано: «К началу июня национальные органы по стандартизации должны сообщить в ИСО о своем отношении к этому проекту (ISO 16175 «Принципы и функциональных требований к документам в электронной офисной среде» (Information and documentation — Principles and functional requirements for records in electronic office environments)».
    12 мая состоялось заседание ПК6, где рассматривался проект Вашего экспертного заключения http://www.pk6.eos.ru/work/list.php?SECTION_ID=980&ELEMENT_ID=71037. В духе «открытого взаимодействия» «бизнеса и граждан», может быть, хотя бы кратко поделитесь результатами? А то, согласно протоколу, заключение увидит весьма «замкнутый круг» россиян, которых можно пересчитать на пальцах одной руки. Вы же – добрая фея… -)) С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  15. Возможный упрек в собственном бездействии в обсуждении проекта ISO 16175 всецело принимаю. В период обращения ПК6, не были понятны ни форма персонифицированного участия, ни формализация замечаний-предложений по тексту проекта, ни… «искренняя» заинтересованность организатора обсуждения проекта в России, ни «конечный выхлоп». Поэтому, если «пошлете» (мол, сам то где был?) – не обижусь. С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  16. Вот только, к огромному сожалению, отсутствует «капиталист»-«Иван Калита», который открыто стал бы собирать вокруг себя специалистов, без их привязки к «стульям» и занимаемым должностям.

    Полностью согласна. Хотя, справедливости ради, скажу, что кое-какие госструктуры уже пытаются формировать рабочие группы не из «генералов», а из экспертов.

    ..к этому и придем, но потом, когда «капиталист» и окружающая его «свита»… «насытятся»

    Может быть, и раньше :) Говоря грубо и цинично, современные архивисты и специалисты ДОУ должны постараться убедить "капиталиста", что без их активного участия процесс "насыщения" протекает существенно менее эффективно.

    заседание ПК6…хотя бы кратко поделитесь результатами?

    На заседании 12 мая (в работе которого приняли участие представители ВНИИДАД и их подкомитета) я выступила с сообщением, в котором рассказала о дефектах и недоработках проекта МСА, и предложила членам подкомитета высказаться против принятия этого проекта по «быстрой дорожке». Возможно (это пока обсуждается) моё сообщение будет опубликовано.

    Теперь члены подкомитета должны подумать, и затем сообщить о своем (не)согласии. Однако, поскольку проект проходит как FDIS, то, согласно правилам, подкомитет самостоятельно проголосовать в любом случае не сможет, а направит свои предложения в Росстандарт. Туда же должны будут поступить предложения от подкомитета при ВНИИДАД.

    ОтветитьУдалить