воскресенье, 11 января 2009 г.

Ричард Кокс делится своими мыслями о будущем архивной профессии

Готовя свои первые в новом году заметки для блога, я попросила  нескольких архивистов, которыми я восхищаюсь, поделиться своими мыслями о самой большой возможности и самой серьёзной проблеме, с которыми сегодня сталкиваются архивисты. Ниже приведен первый ответ, полученный от собрата-блоггера, писателя и педагога в области архивного дела, Ричарда Кокса (Richard Cox - на фото):

Самая большая возможность:

Я считаю, что для американских архивистов важнейшая возможность связана с  выбором следующего Архивиста США (руководителя архивной службы страны – Ред.), представившаяся вследствие недавней отставки со своего поста Аллена Вайнстайна (Allen Weinstein).

Хотя многие архивисты-практики и игнорируют Национальные Архивы США и их деятельность, но из-за отсутствия сильного руководства и лидерства со стороны этого учреждения архивная профессия ослаблена. В течение длительного времени у нас не было сильного лидера, особенно в период  президентства Джорджа Буша, когда секретность в государственных органах выросла до беспрецедентного уровня, и государственные документы и информационные системы стали менее доступными. Руководство Национальных Архивов не только - за исключением отдельных вспышек риторики - хранило молчание по этому поводу (что, судя по всему, легко, с минимальным обсуждением принималось архивным сообществом), но оно также позволило втянуть себя в скандальные ситуации, такие, как тайные соглашения о повторном засекречивании ранее рассекреченных документов, - игнорируя при этом свою ответственность перед гражданами страны за ту роль, которые документы и информация играют в  обеспечении подотчетности правительства.

Независимо от того, кто как относится к Вайнстайну, ясно, что его отставка создает возможность (хотя бы по той причине, что закончился срок администрация Буша и ее заменяет администрация Обамы) назначения Архивиста, приверженного идее открытости правительства. Представители архивной профессии, действуя совместно с научными и профессиональными группами, должны сплотиться вокруг такого независимого Архивиста, который иначе видит миссию Национальных Архивов (как обеспечение подотчетности правительства, а не только решение задач в сфере культуры), и который готов взять на себя реформирование или определенную реорганизацию определенных функций (например, системы президентских библиотек). По меньшей мере, нам нужен Архивист, который не будет молчать, когда документы и информационные системы управляются неправильно или оказываются под угрозой. Такая перемена была бы освежающей!

Самая серьёзная проблема:

Большинство архивистов, если их спросить о наиболее острой проблеме, как мне кажется, подумают о различных вопросах, связанных с технологиями, - и таких проблем множество. Даже самобытность архивиста сейчас тесно переплетается с быстро меняющимися технологическими вопросами.

Тем не менее, наиболее важной я считаю проблему архивной этики. Политизация, вопросы интеллектуальной собственности, технологий, экономические потрясения и т.д. грозят архивистам новыми соблазнами и новыми ситуациями, с которые они ранее никогда не сталкивались.

Большая часть наших профессиональных ассоциаций вопросами этики занимается только на словах. Да, у них есть этические кодексы (потому что приличной профессии положено их иметь), но они мало что делают в поддержку этих кодексов, и уж те более не настаивают на их соблюдении. На самом деле не секрет, что архивисты, когда они сталкиваются с этическими дилеммами, оказываются предоставлены сами себе.

Для архивистов этот аспект их работы окажется наиболее сложным, и я предсказываю, что в какой-то момент в ближайшем будущем писать и проводить конференции по этических аспектам архивной работы будут больше и чаще, чем по поводу таких вопросов, как метаданные, обеспечение долговременной сохранности электронных документов и доступа  к ним.

На данный момент, архивистам приходится поодиночке разбираться с этическими проблемами. Хотя личная совесть, моральные и религиозные убеждения всегда будут играть важную роль, тем не менее, нельзя считать удовлетворительным то, архивная профессия в целом уделяет этике мало внимания (зацикливаясь, в то время, на практических и прозаических проблемах).

Архивистам очень трудно перенести свое внимание на такие вопросы, и молодых архивистов часто обескураживает, когда их романтические представления о профессии разбиваются о возникающие в реальном мире проблемы этического (или неэтичного) поведения. Рассмотрение этических вопросов будет способствовать, - нет, заставит, - архивистов переосмыслить свою миссию, своё место в обществе, и свою связь с окружающим миром. Учитывая внимание, уделяемое как научной общественностью, так и средствами массовой информации архивам и их значению, участие в решении этой задачи представляется  хорошим делом.

Что вы думаете об идеях Ричарда? Вопросы доступа к государственной информации много обсуждались (как на этом блоге, так и  в других местах), но я не видела, чтобы кто-либо поставил на таком уровне вопросы архивной этики. Большое спасибо Ричарду за то, что он выкроил время в своем напряженном графике, чтобы ответить на вопросы.

Kate T.

Источник: блог ArchivesNext
http://www.archivesnext.com/?p=222

Комментариев нет:

Отправить комментарий