6 марта 2017 года на сайте на сайте Ассоциации российских банков (АРБ) опубликована информации о том, что в Банк России направлено письмо №А-02/1Э-134 от 3 марта 2017 года с просьбой отозвать совместный приказ Федерального архивного агентства и ЦБ РФ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения», который сейчас находится на регистрации в Министерстве юстиции РФ. (https://arb.ru/arb/press-on-arb/arb_prosit_bank_rossii_otozvat_prikaz_ob_uzhestochenii_trebovaniy_k_khraneniyu_b-10094291/ )
По мнению кредитных организаций - членов АРБ, сроки хранения, установленные перечнем по некоторым видам документов, неоправданно завышены по сравнению с действующим Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. Сроки в основном увеличены в 2 раза, по некоторым видам документов - в 7 раз.
Кроме того, установленные новым Перечнем сроки прямо противоречат актуальным нормативным правовым актам РФ. Например, Перечень противоречит закону 152-ФЗ «О персональных данных», так как в соответствии с приказом документы, содержащие персональные данные, должны храниться 75 лет, а в соответствии с законом обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Повышение сроков хранения документов приведет к существенному увеличению расходов кредитных организаций в части затрат на содержание архивного фонда. В то время как Перечень, по мнению АРБ, должен, наоборот, стремиться к тому, чтобы облегчить дорогостоящее бремя хранения никому не нужных документов.
АРБ просит рассмотреть вопрос об отзыве приказа в связи с необходимостью его доработки с привлечением специалистов Банка России, Ассоциации российских банков и кредитных организаций.
Газета «Известия», опубликовав эту информацию, отметила, что представители банков практически единогласно предупреждают - повышение требований неизбежно приведет к росту издержек на хранение документов.
Вице-президент, руководитель розничного блока СМП-банка Роман ЦивинюкСреди банкиров есть и те, кто не разделяет пессимизм коллег.
Самый значительный рост может быть по затратам на аренду помещений под архивы и обеспечение защиты документов в соответствии с требованиями законодательства.
По мнению Романа, новые трудности коснутся прежде всего розничных банков, которые активно выдают кредиты физлицам и поэтому хранят большое количество бумаг.
Председатель правления Риабанка Борис Липкин
Борис выразил недоумение в связи с увеличением сроков хранения документов. «Срок в десять лет — это срок давности по особо тяжким преступлениям. Совершенно непонятно, зачем хранить данные о потребительском кредите на 10 тыс. рублей столько лет, тем более, если он нормально обслуживался и погашен. Никакой логики, кроме перестраховки чиновников, я в этом не вижу».
Роман Цивинюк, СМП-банк
«Вполне вероятно, что в связи с такими нововведениями некоторые кредитные организации вынуждены будут скорректировать ставки по ссудам».
Гарегин Тосунян, глава Ассоциации российских банков (АРБ).
«Эта мера просто возмутительна, поэтому мы уже написали в ЦБ письмо с просьбой отменить приказ».
По словам Гарегина, один из аргументов банкиров заключается в том, что новые нормы ЦБ неизбежно подтолкнут кредитные организации перекладывать часть дополнительных расходов на клиентов, что приведет к росту стоимости кредитов для всех категорий заемщиков.
Дмитрий Шевченко, зампред правления Ланта-банка.Мой комментарий: То, что банки восприняли новый проект Перечня негативно, я знаю уже давно. Но то, что АРБ пошла «в наступление» и сделала это публично, говорит о масштабах недовольства.
Дмитрий не видит в нововведении «ничего неестественного». Увеличение сроков хранения ряда правоустанавливающих документов до десяти лет вполне оправданно, например, с точки зрения оспаривания ничтожных сделок, срок по которым как раз и составляет десять лет.
Издержки кредитных организаций на хранение документов вырастут, но вряд ли речь может идти о больших затратах.
Как мне кажется, в данной ситуации необходимо выслушать, чем недовольны банки (впрочем, это и так очевидно – их заставляют тратить большие деньги на хранение документов, которые не нужны ни им, ни регуляторам, и никогда не будут приняты на хранение в государственные архивы), и подумать над тем, как это можно исправить.
Для справки: Работа над этим Перечнем идет уже 5 лет, и я пока не слышала ни одного положительного отзыва о нем со стороны специалистов, работающих в кредитных организациях. ВНИИДАД разработал его в 2013 году по государственному контракту №01731000114 13 000018 от 11 февраля 2013 года за 4 млн. рублей (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2013/08/blog-post_9444.html ), а потом пять дел его дорабатывали – тоже, наверное, не за так.Можно ли как-то вылечить дурь тех, кто, даже не пытаясь понять тонкости права и деловых процессов финансовой отрасли, с потолка устанавливает сроки хранения, по сути совершая масштабную, на миллиарды рублей экономическую диверсию? Думаю, да – АРБ нужно идти в высшие суды и требовать права привлекать Росархив, Банк России, Минюст и их высших руководителей к субсидиарной ответственности за понесенные банками очевидно неоправданные издержки. Также нужно обращаться к первым лицам страны – это в России обычно самый короткий путь.
24 июля 2013 года Президент РФ подписал перечень поручений по итогам состоявшегося 4 июля 2013 года совещания по вопросу развития банковской системы. Одно из поручений №Пр-1707, п.1.7 напрямую касалось вопросов управления документами и подготовки проектов федеральных законов о бухгалтерском учёте и об архивном деле в части снижения издержек банков на хранение архивных документов, сокращения сроков их хранения и увеличения доли документов, хранящихся в электронном виде.
30 июля 2013 года Председателем Правительства был утвержден план мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики, который предусматривал внесение необходимых изменений в законодательство о хранении архивных документов (бухгалтерском учете и об архивном деле) в части снижения издержек банков на хранение архивных документов, сокращения сроков их хранения и увеличения доли документов, хранящихся в электронном виде (п. 12. д) (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150454 )
С моей точки зрения, получившийся Перечень даст кардинально противоположные результаты.
Источники: сайт Ассоциации российских банков / сайт газеты «Известия»
https://arb.ru/arb/press-on-arb/arb_prosit_bank_rossii_otozvat_prikaz_ob_uzhestochenii_trebovaniy_k_khraneniyu_b-10094291/
http://izvestia.ru/news/668671
http://www.kremlin.ru/events/president/news/18945
Комментариев нет:
Отправить комментарий