Бывший руководитель департамента городского архива Кёльна Эберхард Ильнер (Eberhard Illner) уже давно говорил о трещинах в стенах здания. В данном интервью газете «Кёльнер Штадт-Анцайгер» он говорит о своих предупреждениях, о бесценных документах и о масштабе утраты.
Вопрос КША: Г-н Ильнер, что Вы можете сказать о масштабах потерь?
Эберхард Ильнер : Это катастрофа, и не только для города Кёльна, но и для всей европейской исторической науки. В средние века Кельн был самым крупным городом к северу от Альп. Это был торговый город, непрерывно населенный в течение около 2000 лет. Архивохранилище было сердцем города – в нём хранились протоколы городского совета и официальные документы. Это был крупнейший культурно-исторический памятник европейского права, подобного которому в мире нет. Задумайтесь над тем, что документы Ганзы и французской администрации, рукописные манускриптах кёльнских монастырей и приютов, рукописи «Тристана и Изольды», вся традиция города Кельна - полностью разрушены! Это хрупкие бумаги, которые теперь превратятся в пыль.
КША: Иными словами, это было наше историческое наследие. Ужасная потеря!
Ильнер: Конечно! Речь идет обо всём том документальном наследии, которым город так гордился: Генриха Белля, Ханса Майера, Жака Оффенбаха - это крупнейший в мире архив Жака Оффенбаха, Фердинанда Хиллера, Вильгельм Маркса. Весь архитектурный архив - Я назову лишь имена Бема и Рифана. Это величайшая потеря для национальной культуры. Я не приукрашиваю – этот архив сравним с архивами ганзейского города Любека, с Национальным Архивом в Париже и с архивами в Севилье.
КША: Были ли сделаны страховые копии фондов на микропленке?
Ильнер: Для многих фондов до 1945 года были сделаны страховые копии - довольно низкого качества до 1945 года. Они находятся в туннеле в Шварцвальде (расположенное в противоатомном бункере хранилище страховых копий исторических документов Германии – Ред.). Репродукции можно будет изготовить. Но это совершенно не подходит для исследований, - при работе с микроплёнкой устаёшь очень быстро. И ряд имеющих большое культурное значение архивов, о которых я упоминал, не микрофильмировался. И помните: многие архивы были подарены городу из чувства любви и благодарности. В этом архиве хранила свои документы Кёльнская ассоциация искусств (Kölnische Kunstverein) – эти документы тоже не копировались. Теперь Ассоциация искусств с 1945 года больше не существует.
КША: Вы уже давно обращали внимание на проблемы со зданием. Почему Ваши усилия ни к чему не привели?
Ильнер: Как частный человек, хочу заявить, что строительство метро в этом районе велось без должного контроля, без должной ответственности. Там была масса всяких разных экспертов, центров управления и планирования - но у нас всякий раз были проблемы с тем, чтобы найти контактное лицо. В конечном счете, никто не нёс ответственности. Это была та же проблема, что и с церковью св. Иоанна Крестителя Баптист. Остается еще один вопрос: кто на самом деле виноват?
КША: А что город?
Ильнер: У меня всегда было ощущение, что мои предупреждения всерьёз не воспринимались. Это моё личное впечатление.
КША: Сделал ли что-нибудь руководитель городского департамента культуры?
Ильнер: Не могу сказать… Руководство архивной службы обязано было проверить наличие в здании структурных дефектов. Если это не было сделано – это грубейшее нарушение. Это надо проверять.
Интервью брал Георг Имдаль (Georg Imdahl)
Источник: Kölner Stadt-Anzeiger
http://www.ksta.de/koeln/illner-interview--ein-verlust-ersten-ranges-,15187530,12744912.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий