понедельник, 23 декабря 2024 г.

Архив, материалы которого затрагивают несколько органов чувств, часть 1: Ощущения, вызываемые архивными документами (1)

Данная заметка Сара Петер (Sarah Petter – на фото) была опубликована 9 октября 2024 года на блоге Национальных Архивов Великобритании.

Архивные документы – это объекты, способные затрагивать ряд органов чувств (далее – мультисенсорные объекты), и взаимодействие с ними — это мультисенсорный опыт. То, как эти документы ощущаются, как они пахнут и какие звуки они издают, когда мы с ними работаем, даёт представление об их материалах, процессе их создания, состоянии и истории.

В рамках своей работы в Национальных Архивах Великобритании (The National Archives, TNA) я недавно выполнила исследовательский проект по изучению того, как чувства могут быть использованы для доступа, взаимодействия и понимания материальности архивных коллекций. Как ещё, помимо использования зрения и чтения содержания документа, мы можем взаимодействовать с документом или объектом и понимать его?

Ставя этот вопрос, я надеялся повысить значение материальности и сенсорной «физичности» архивных коллекций и найти альтернативные и более инклюзивные способы, благодаря которым пользователи могут получать к ним доступ, взаимодействовать с ними, исследовать и понимать их.

В двух постах на блоге (это первый их них – Н.Х.) я поделюсь своим опытом, накопленным в рамках моего проекта, начиная с нашей коллекции.

Будучи членом группы по обеспечению сохранности коллекций (Collection Care), я воспользовалась знаниями о физических свойствах материалов и сенсорными навыками моих коллег-реставраторов, чтобы раскрыть мультисенсорные характеристики наших архивных документов. Благодаря осознанному тактильному восприятию, обонянию и восприятию звуков наши документы оживают. Ниже приведены примеры использования такого подхода в отношении материалов и документов, выявленных в нашей коллекции.

Пергамент

То, насколько грубым или толстым пергамент воспринимается на ощупь, может указывать на процесс его производства и качество. Чем глаже, шелковистее и тоньше пергамент на ощупь, тем выше его качество. На пергаменте более низкого качества порой всё ещё можно увидеть контуры вен животного или же почувствовать рисунок его волосяных фолликулов.


Пергамент из коллекции Национальных Архивов, номер по каталогу: E 159/149

Жесткость или гибкость пергамента, а также те звуки, которые он издает при переворачивании или разворачивании, могут дополнительно указывать на его состояние и потребности в уходе и реставрации. Пергамент - гигроскопичный материал. Когда влажность воздуха уменьшается, пергамент начинает сжиматься; а когда в воздухе больше влаги, то пергамент может чрезмерно расслабиться и стать мягким. Все эти факторы влияют на индивидуальное чувственное восприятие при взаимодействии с пергаментными документами.

Бумага

Что касается бумаги, то ощущение, звук (или «дребезжание») и запах разных типов бумаги вызывают разные сенсорные ощущения. Старая европейская бумага, сделанная из льняных или хлопковых тряпок, кажется на ощупь прочной и толстой. Изготовленные из растительных материалов с высоким содержанием целлюлозы, такие документы остаются по большей части стабильными с течением времени.

В сравнении с ними, использование химикатов в производстве современных бумаг, особенно бумаги из древесной массы конца XIX века, делает эти бумаги на ощупь тонкими и легко рвущимися.

Бумага из древесной массы содержит много лигнина, который быстро разлагается при окислении, распадаясь на кислоты, которые разъедают целлюлозу в составе бумаги. Эта кислотность и разложение делают бумагу хрупкой на ощупь, при этом также выделяются летучие органические соединения, которые можно идентифицировать по различному запаху. К ним относятся ваниль (при распаде лигнина выделяются бензальдегид и ванилин) или же сладкий, миндальный аромат (вызванный распадом целлюлозы, которая выделяет фурфурол).

Исследователи проанализировали и составили карту запахов для различных видов бумаги (см. https://heritagesciencejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40494-016-0114-1 ), при этом запахи были сопоставлены с разложением определенных веществ в составе бумаги.


Пример бумаги, изготовленной из древесной массы (слева) и из тряпок (справа)

(Окончание следует)

Сара Петер (Sarah Petter)

Источник: Блог Национальных Архивов Великобритании
https://blog.nationalarchives.gov.uk/multisensory-archive-sensory-characteristics-of-archival-documents/

Комментариев нет:

Отправить комментарий