воскресенье, 3 марта 2013 г.

Проект правил подачи электронных петиций: Вам «шашечки» или ехать?


На сайте Министерства связи и массовых коммуникаций размещен для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан Российской Федерации в течение одного года».

Изучение сего документа позволяет сделать вывод о том, что Минкомсвязи так и не разобралось в главном вопросе, в зависимости от ответа на который и должна строиться вся система работы с электронными петициями – зачем этот проект затевается, и что от его реализации должно получить государство?

В первую очередь этот инструмент создается в интересах государства. Сбор предложений, которые в массе своей дальше портала никуда не идут, позволяет организовать дополнительный канал обратной связи с населением страны и продемонстрировать, насколько власть готова к диалогу, в том числе с группами по интересам и с оппозиционными силами.

Изучение зарубежного опыта аналогичных проектов показывает, что они, как правило, используются:
  • Для пиара – например, для того, чтобы публично продемонстрировать чуткое и внимательное отношение государства к инициативам граждан;

  • Для создания подконтрольного государству клапана для «спуска пара», - как альтернатива оппозиционным сайтам и социальным сетям;

  • Как индикатор, позволяющий государственным структурам своевременно выявлять болевые точки и проблемные вопросы, а также оценивать степень актуальности для населения определенных тем;

  • Как один из способов получения свежих идей.
Во многих зарубежных проектах такого рода не требуется строгая идентификация на портале (типа той, что предлагает Минкомсвязи), поскольку для выполнения перечисленных выше задач она не требуется.

Крайне редко электронные петиции служат как
  • инструмент выявления воли граждан, которая обязательна для органов государственной власти.
-  и вот тогда строгая идентификация, действительно, нужна.

В проекте Минкомсвязи изначально отношение к гражданину строится не на основе  вопроса: «Какие у Вас есть проблемы и предложения?», а с традиционного для России «А ты кто такой?».

Исходя из того, что портал, по сути дела, должен стать индикатором общественных настроений, и никакой обязывающей силы петиции иметь не будут (кроме того, что их надо будет «рассмотреть» - но ведь на накипевшие вопросы в любом случае желательно своевременно обращать внимание), - я считаю однозначную идентификацию граждан при подаче петиции ненужной и лишь ставящей под вопрос успех проекта.  Да, в этом случае вполне возможен «флеш-моб» и накрутка голосов, но, думаю, опыт уже показал, что «флеш-мобы» по никого не волнующим вопросам обычно не устраиваются :)

Требование об идентификации на портале лишь отпугнет тех, кто не доверяет государству и опасается того, что будет проведено профилирование его поведения на портале, и что для него могут быть негативные последствия, - особенно для военнослужащих, сотрудников силовых структур и государственных гражданских служащих.

Я бы рекомендовала разработчикам проекта еще раз задуматься над вопросом о целях проекта и о том, при каких условиях он даст максимальную отдачу для государства.

Источник: Сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ
http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=914

Комментариев нет:

Отправить комментарий