вторник, 21 февраля 2012 г.

Планируется вновь ужесточить требования к обеспечению сохранности документов организаций - на этот раз электронных

10 февраля 2012 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект №615865-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций, усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства» (см. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=615865-5&02 )

Помимо других многочисленных нововведений, ужесточаются требования к обеспечению сохранности документов кредитных организаций при их банкротстве. Наиболее существенные изменения такого рода предполагается внести в федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», где предполагается внести изменения в ст. 14 «Ответственность руководителей, членов совета директоров (наблюдательного совета), учредителей (участников) кредитной организации».

Напомню, что именно эта статья устанавливает субсидиарную ответственность руководителей кредитных организаций по денежным обязательствам организации-банкрота в случае несохранения ими документов организации. В настоящее время конкурсные управляющие весьма успешно применяют положения этой статьи, если руководители кредитной организации не передали временной администрации кредитной организации или конкурсному управляющему «документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, а также иные документы, которые отражают экономическую деятельность кредитной организации и обязанность по подготовке, составлению или хранению которых установлена законодательством Российской Федерации» (список моих публикаций по данному вопросу см. ниже – Н.Х.).

В законопроекте предполагается включить в состав документации, которую руководитель организации обязательно должен сохранить, «базы данных кредитной организации на электронных носителях, содержащие информацию об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении (резервные копии баз данных), обязанность ведения которых установлена Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»».

Кроме того, планируется уточнить полномочия конкурсного управляющего по передаче документов на хранение:
Статья 50.21. Полномочия конкурсного управляющего

3. Конкурсный управляющий обязан:

Формулировка действующего закона: 10) передать в Архивный фонд Российской Федерации документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архивного дела, и Банком России

Предлагаемая формулировка: 10) передать подлежащие обязательному хранению документы должника на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России
Исключение упоминания о передаче документов обанкротившихся кредитных организаций в Архивный фонд РФ достаточно логично, поскольку документы не каждой кредитной организации могут представлять историческую ценность, да и право отнесения документов коммерческих организаций к документам Архивного фонда РФ предоставлена архивным учреждениям.

В федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от декабря 1990 года №395-1 планируется включить обязанность ликвидационной комиссии кредитной организации, передать подлежащие обязательному хранению документы на хранение. Сейчас таких обязанностей у неё нет.
Проект: Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Ликвидационная комиссия обязана передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России.
Кроме того, закон предлагается дополнить новой статьей 40-1 «Обеспечение хранения информации о деятельности кредитной организации».
Статья 40 -1. Обеспечение хранения информации о деятельности кредитной организации

В целях обеспечения хранения информации об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении кредитная организация обязана отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем за пять лет, предшествующих году, в котором последняя информация должна быть включена в базы данных, и ее воспроизведение на каждый операционный день.

Порядок создания, ведения и хранения баз данных, а также их резервных копий устанавливается Банком России.

В случае непринятия мер по обеспечению сохранности баз данных кредитной организации, ведение которых предусмотрено настоящей статьей, в том числе путем создания их резервных копий, руководитель кредитной организации несет ответственность в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, предполагается установить требования к кредитным организациям по обеспечению сохранность их баз данных. Снова предложен условный, - и весьма немаленький, - срок хранения. Кроме того, Банк России должен будет установить порядок создания, ведения и хранения баз данных.

Более того, рекомендовано включить в федеральный закон от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» новую статью 2-1 «Оспаривание сделок банка», в которой, среди прочих условий, дающих возможность оспорить сделку в случае если она имела целью причинение вреда имущественным правам кредиторов, включен и факт уничтожения документов банка:
Статья 2-1. Оспаривание сделок банка

7. Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если … [сделка – Н.Х.] совершена при наличии следующих условий:

2) банк … уничтожил или исказил правоустанавливающие документы, документы бухгалтерской отчетности или иные учетные документы, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в результате ненадлежащего исполнения банком обязанностей по хранению и ведению бухгалтерской отчетности были уничтожены или искажены указанные документы;
Мой комментарий: Пока законопроект прошел только первое чтение, и дата второго чтения ещё не определена. Но определенно прослеживается тенденция к ужесточению требований к обеспечению сохранности документов коммерческих организаций, включая документы в электронной форме.

Источник: Официальный сайт Государственной Думы
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=615865-5&02

Дополнительные материалы о субсидиарной ответственности:

Мои статьи:
  • За сохранность документов организации первые лица ответят личным имуществом! // Делопроизводство и документооборот на предприятии.- 2009.- № 7. – С 66-78. http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=64366

  • За что с бывшего руководителя организации пытались взыскать 85 миллионов? // Делопроизводство и документооборот на предприятии.- 2011.- № 5. - С.61-65, http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=84214
Публикации на блоге:
  • Арбитражная практика: Субсидиарная ответственность руководителя оценена в 7,2 млн. рублей, 5 января 2012 г. См. подробнее: http://rusrim.blogspot.com/2012/01/72.html

  • Арбитражная практика: Конкурсному управляющему разрешили повторно вернуться к вопросу о привлечении бывшего руководителя к субсидиарной ответственности, 29 декабря 2011 г. См. подробнее: http://rusrim.blogspot.com/2011/12/blog-post_29.html

  • Арбитражная практика: Бывший руководитель доказал факт передачи документов конкурсному управляющему и избежал субсидиарной ответственности, 11 ноября 2011 г. См. подробнее: http://rusrim.blogspot.com/2011/11/blog-post_11.html 

  • Арбитражная практика: Уничтожение документов организации-банкрота в результате ЧП не спасло её руководителя от субсидиарной ответственности, 28 июля 2011 г. См. подробнее: http://rusrim.blogspot.com/2011/07/blog-post_25.html

  • Арбитражная практика: Приняты первые решения о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей за отсутствие документов организации, 25 июля 2011 г. См. подробнее: http://rusrim.blogspot.com/2011/07/blog-post_100.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий