понедельник, 20 марта 2006 г.

Правительство Евросоюза разочаровано тем, что население игнорирует цифровые подписи


Граждане и деловые организации Евросоюза не спешат использовать средства для электронного подписания документов, несмотря на создание общеевропейской юридической основы, обеспечивающей их юридическую силу – и Правительство Евросоюза (Еврокомиссия, European Commission) опасается, что такое ограниченное внедрение электронных подписей тормозит развитие электронной торговли.

18 марта 2006 года Правительство Евросоюза опубликовало отчет о ходе внедрения Директивы 1999 года об электронной подписи, заложившей юридическую базу для использования в Евросоюзе электронных подписей.

Подписание электронного почтового сообщения путем ввода своего имени простым текстом – тоже форма электронной подписи; однако основной причиной беспокойства Еврокомиссии является медленное внедрение более надежных форм электронной подписи, и в первую очередь -  цифровой подписи (вариант подписи, описанный в Директиве как «усиленная электронная подпись»). Механизм цифровой подписи опирается на использование инфраструктуры открытых ключей PKI (Public Key Infrastructure).

Уполномоченный по вопросам информационного общества и средств массовой информации Вивиан Рединг (Viviane Reding) заявила по этому поводу следующее: «Я не до конца удовлетворена ходом внедрения электронных подписей в Европе. Ещё предстоит проделать большую работу, в частности, чтобы заставить подписи работать невзирая на границы».

Цифровые подписи, в отличие от более простых форм электронных подписей, накладывают на электронный документ «печать», позволяющую получателю удостовериться в личности отправителя, а также убедиться, что с момента подписания в документ не было внесено никаких изменений.
Еврокомиссия предполагала, что такого рода подписи будут способствовать продаже товаров и услуг через Интернет, и в 1999 году через Директиву заложила общеевропейскую юридическую базу для электронных подписей. К настоящему моменту все 25 стран-членов Евросоюза реализовали в своем законодательстве положения этой директивы.

Однако данные отчета, в котором анализируется применение Директивы на практике, показывают, что рынок для усиленных электронных подписей, подтвержденных «квалифицированными сертификатами», выдаваемыми т.н. «поставщиками сертификационных услуг», развивается гораздо медленнее, чем ожидалось.

По мнению Еврокомиссии, причина такого явления скорее всего экономическая. Как сказано в отчете, «поставщики услуг слабо заинтересованы в разработке многоцелевых электронных подписей, и предпочитают предлагать решения, поддерживающие лишь предоставляемые ими услуги (например, решения, ориентированные на банковский сектор). Это замедляет процесс разработки решений, способных взаимодействовать друг с другом».
В то же время отчет написан в оптимистическом ключе, исходя из того, что ширящееся использование электронных идентификационных карт («электронных паспортов»), вероятно, приведет к росту спроса в будущем. Электронные идентификационные карты могут быть использованы и в качестве удостоверения личности. И для получения онлайн-доступа к электронным услугам для граждан. В большинстве случаев эти карты будут применяться для идентификации личности владельца и для аутентификации его подписи, а также для того, чтобы предоставить владельцу возможность поставить подпись.

На этот процесс, согласно отчету, также может повлиять применение электронных подписей при предоставлении услуг «электронного правительства» (таких, как подача через Интеренет налоговых деклараций), в системе государственных закупок и в системе управления удостоверениями личности.

Авторы отчета пришли к выводу о том, что Директива создала юридическую определенность относительно принципиальной возможности представления подписанных электронным образом документов в суды и государственные органы, и продолжает обеспечивать, на данный момент, достаточную базу для использования электронных подписей на международном рынке.

Одновременно Еврокомиссия очень хотела бы и дальше способствовать развитию услуг и приложений, связанных с электронными подписями. Планируется поощрять дальнейшую стандартизацию с целью обеспечения взаимодействия различных систем электронной подписи, как на национальном, так и на общеевропейском уровне, а также с целью использования различных технологий квалифицированной электронной подписи в рамках единого рынка.

Предполагается провести серию встреч с экспертами и заинтересованными сторонами из стран-членов Евросоюза для определения возможных дополнительных мер, направленных на преодоление проблем, связанных с различиями в  национальных законах, реализующих положения европейской Директивы (подобные различия могут привести к фрагментации единого рынка). Эти меры могут включать подготовку разъяснений по отдельных статьям Директивы, а также технические меры и деятельность в области стандартизации, необходимые для улучшения межнационального взаимодействия систем электронной подписи.

Правительство Евросоюза также планирует подготовить в 2006 году отчет о стандартах для электронных подписей, для того, чтобы определить, нужно ли  применение со стороны Евросоюза дополнительных регулятивных мер.

См. также:
Источник: OUT-LAW News, 20/03/2006
http://www.out-law.com/page-6751

Комментариев нет:

Отправить комментарий