четверг, 21 июня 2012 г.

Верховный Суд и электронные государственные услуги


Группа граждан обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»»  по тем основаниям, что Правительством РФ незаконно введены государственный регистр населения и обязательная идентификация всех граждан по идентификационным номерам.

По мнению заявителей, это постановление нарушает право на обработку их персональных данных на законных принципах; право идентифицировать себя в любых отношениях по фамилии, имени, отчеству, дате, месту рождения и месту жительства, отношению к гражданству, а не по идентификационному номеру; право на достоинство личности и свободу убеждений; право на свободу исповедания и действия в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Позиция Верховного Суда по этому вопросу сформулирована в решении от 29 мая 2012 г. № АКПИ12-645.

Заявители обосновывали свои требования тем, что нормативный акт  не соответствует   положениям Закона «О персональных данных». Суд счел эти утверждения необоснованными.

Закон «О персональных данных» предусматривает обработку персональных данных в случае, когда обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 части 1 статьи 6). Оспариваемый нормативный акт допускает обработку персональных данных для идентификации, аутентификации, авторизации участников информационного взаимодействия только для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, регистрации заявителя на едином портале.  Это не противоречит требованиям федерального закона. При этом, регистрируясь на едином портале, заявитель сообщает о себе персональные данные и дает согласие на их обработку.

Суд не согласился с доводом заявителей о незаконном создании Правительством РФ государственного регистра населения, поскольку в регистре физических лиц, в соответствии с Положением, указываются идентификаторы сведений о физических лицах (гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства, индивидуальных предпринимателях), обращающихся за предоставлением государственных и муниципальных услуг, представленные данными физическими лицами в целях регистрации на едином портале государственных и муниципальных услуг. Регистр физических лиц не является государственным регистром населения.

Суд подробно рассмотрел вопрос об идентификаторах, которые используются в регистре, подчеркнув, что «использование в регистрах единой системы идентификации и аутентификации идентификаторов не нарушает свободу совести и вероисповедания граждан, поскольку в системе используются идентификаторы, установленные федеральными законами, и только с согласия заявителей».

Посчитал суд ошибочным утверждение заявителей о том, что оспариваемый нормативный акт устанавливает обязательную идентификацию всех граждан по идентификационным номерам, поскольку Постановление применяется лишь к гражданам, обратившимся за получением государственных или муниципальных услуг в электронном виде, и только с их согласия.

Право заявителей идентифицировать себя в любых отношениях по фамилии, имени, отчеству, дате, месту рождения и месту жительства, отношению к гражданству, а не по идентификационному номеру, также не нарушено, поскольку граждане вправе обратиться за получением государственных и муниципальных услуг не только в электронной форме, но и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по их выбору, а органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны обеспечить такую возможность.

На этих основаниях Верховный суд сделал вывод о том, что Постановление «не противоречит федеральному законодательству, прав и охраняемых законом интересов заявителей не нарушает» и отказал в удовлетворении иска о признании его недействующим.

Мой комментарий: Граждане, ополчившиеся на одно из Постановлений Правительства, к сожалению, не понимают, что нас в электронном виде давно уже всех пересчитали, и не по одному разу. Нравится это кому-то или нет, но это факт жизни, с которым стоит считаться. Более того, без подобных учетных систем сейчас практически невозможно эффективно управлять страной.

Недовольных на самом деле не очень много, но, как мне кажется, на них стоит обратить внимание и организовать разъяснительную работу, к которой желательно привлечь общественные и религиозные организации.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130893

Комментариев нет:

Отправить комментарий