вторник, 31 января 2023 г.

Учащиеся сохраняют аудиовизуальные материалы местного сообщества: Совместный и основанный на учебной программе подход, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2023/01/1_01107248193.html )

Запуск лаборатории

Для размещения финансируемого из средств гранта оборудования, факультет перепрофилировал бывшую компьютерную лабораторию, примыкающую к библиотеке факультета информатики. Отбор оборудования и ремонт помещений были завершены в 2020–2021 годах, когда кампус в целом был закрыт из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Лаборатория открылась зимой 2022 года, когда Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе вернулся к очным занятиям. Такой расклад по времени позволил студентам познакомиться с оборудованием, а штатному персоналу - усовершенствовать конфигурацию оборудования и рабочие процессы, прежде чем приступить к пилотным проектам весной 2022 года.

В фиксированных местах по периметру помещения располагаются отдельные станции для работы с кино-, видео- и аудиоматериалами; станция обеспечения долговременной сохранности цифровых материалов, располагающая специализированным программным обеспечением для цифровой криминалистики; и две монтажные станции с инструментами для восстановления звука и изображения. Подвижные столы в центре лаборатории позволяют проводить проверку носителей информации и учебные занятия, вмещая до двух дюжин студентов.

Коллекции местного сообщества, с которыми будут работать студенты, включают в себя смесь потребительских и профессиональных форматов, иногда хранящихся в неоптимальных условиях, в отношении которых существуют различные потребности в плане окончательного цифрового результата. После проверки носителей информации на предмет физического износа и подготовки их к воспроизведению, студенты оцифровывали пленки на оптическом сканере без механической подачи, который поддерживает воспроизведение сморщенных или поврежденных носителей и позволяет легко переключаться между форматами; видео- и аудиостанции также поддерживают ряд потребительских и профессиональных форматов.

Предпочтение отдаётся разработанному архивистами программному обеспечению с открытым исходным кодом, такому как VRecord и BitCurator, - по сравнению с приложениями, разработанных для производителей коммерческого контента. Это даёт возможность гибко форматировать окончательные файлы в соответствии с потребностями каждой организации.

Пилотные проекты

Первый пилотный проект центра CPAH был разработан для курса архивирования аудиоматериалов, в ходе которого студенты работали с материалами из коллекций трёх местных организаций. Две организации - Лесбийский архив Джун Л. Мазер (June L. Mazer Lesbian Archives) и Исторический музей трущоб и притонов (Skid Row History Museum)  - ранее уже участвовали в программе архивных стажировок факультета; они также располагают крупными аудиовизуальными коллекциями, содержащими устные рассказы, музыку и театральные представления, для которых им не хватало оборудования для воспроизведения. Третья организация - радиостанция KPCC-FM городского колледжа Пасадены (Pasadena City College) - связалась с инструктором курса через общего знакомого, чтобы обсудить участие студентов в обеспечении сохранности мастер-записей их местных программ по связям с общественностью. Эти группы ранее сотрудничали с инструктором курса в рамках предыдущей усилий по получению гранта, которые хотя и не увенчалась успехом, теме не менее послужили основой для данного проекта.

Студенты в течение семь недель прошли начальное обучение работе с оборудованием, а также обращению и уходу за различными носителями информации различного формата, - включая упражнения по подготовке носителей к работе, пробное преобразование в цифровой вид и создание метаданных. Затем в течение четырёх недель они оцифровывали более 42 часов контента, размещённого на 30 носителях аудиовизуальной информации из коллекций организаций-партнёров, в числе которых были компакт-кассеты, DAT-ленты, мини-диски, четвертьдюймовые ленты, виниловые пластинки и «домашние» аудио компакт-диски. Оригинальные носители были возвращены партнёрам вместе с копиями для долговременной сохранности архивного качества и копиями для доступа, отформатированными в соответствии с их спецификациями. Студенты сфотографировали все носители и сопроводительную документацию, следовали стандартам «Инициативы по разработке руководств по оцифровке для федеральных органов исполнительной власти США» (Federal Agencies Digitization Guidelines Initiative, FADGI) в части встроенных метаданных и контрольных сумм, а также сохранили внешние метаданные с использованием предоставленных партнёрами шаблонов,

Центр CPAH поддержал второй проект в области обеспечения долговременной сохранности – по архивации материалов местного сообщества, организованный студентами кафедры архивного дела. В рамках этого проекта студенты прикреплялись к местным архивам, чтобы помочь им с их текущими проектами. Одна из групп студентов стала партнёром Электронного архива материалов об американцах южно-азиатского происхождения (South Asian American Digital Archive, SAADA, https://www.saada.org/ ) в раках усилий по обработке коллекции, посвящённой ныне прекратившему своё существование фестивалю ArtWallah для американских художников азиатского происхождения в Лос-Анджелесе. Студенты выявили 17 кассет формата MiniDV, содержащих более двадцати часов видеозаписей фестиваля, которые архив SAADA пожелал разместить на своём веб-сайте. Студенты прошли обучение работе с кассетами формата DV с использованием инструментального комплекса лаборатории для преобразования видео, а затем выполнили цифровой захват запрошенных материалов.

В ходе обоих пилотных проектов инструкторы и обученный штатный персонал лаборатории проводили проверки в рамках контроля качества, а цифровые конечные результаты либо загружались в облачное хранилище местных архивов, либо защищенным образом распространялись через систему Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. После того, как получатели просмотрели и подтвердили качество оцифрованных материалов, исходные файлы были удалены с серверов лаборатории, а все физические носители были возвращены партнёрским организациям.

Ограничения и успехи

Студенты прошли тщательную подготовку, прежде чем получить допуск к работе с коллекциями местного сообщества; тем не менее, будучи начинающими специалистами, они не имели столь же глубокого опыта, как опытные архивисты, а ограничения курса по времени не позволяли полностью устранять все вопросы с проблемными лентами. В таких случаях студенты добивались наилучшего возможного преобразования, однако некоторые материалы были помечены как кандидаты для возможного повторного преобразования силами внешних поставщиков, чьи возможности превышают собственные возможности лаборатории. Однако во многих случаях наши партнеры не стремились к получению высококачественных результатов преобразования, вместо того просто желая лучше понять содержание материалов или же поделиться ими с пользователями в виде копий для базового доступа. В обоих пилотных проектах все материалы были успешно оцифрованы с обеспечением качества, которое соответствовало ожиданиям партнёров или превосходило их.

Возможности оцифровки определялись доступными рабочими местами, расписанием учебных занятий и кадровыми возможностями факультета. Как и деятельности любой другой лаборатории, несмотря на регулярное техническое обслуживание и закупку нескольких резервных приводов, отказ оборудования может привести к необходимости ремонта «на стороне» и помешать своевременному завершению проекта. К счастью, все проблемы, возникшие в ходе этих проектов, оказались незначительными и были решены своими силами в течение двадцати четырех часов.

Новый год, новые проекты

С учётом успех этих первоначальных проектов, центр CPAH теперь сотрудничает с компанией Deserted Films («Брошенные кинофильмы») в Палм-Спрингс (Palm Springs), Калифорния, с целью обеспечить высококачественное преобразование материалов из её коллекций в рамках осеннего 2022 года курса по обеспечению долговременной сохранности киноматериалов. Также идёт планирование второй версии курса по архивированию аудиоматериалов. Отделения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе Ассоциации видеоархивистов (Association of Moving Image Archivists) и Ассоциации коллекций звукозаписей (Association for Recorded Sound Collections) начали свои собственные проекты совместно с местными общественными группами, а студенты второго курса планируют практику в организациях, в которых они сейчас проходят стажировку.

Отсутствие сопоставимых специализаций и инфраструктуры по обеспечению сохранности аудиовидеоматериалов в других MLIS-программах может ограничить расширяемость модели UCLA, а объёмы оцифрованных в учебной лаборатории материалов никогда не будет конкурировать с объёмами оцифровки, осуществляемой официальными архивами или центрами услуг по преобразованию. Тем не менее, успех этих пилотных проектов свидетельствует о жизнеспособности основанного на увязке с учебной программой подхода Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, на предполагаемом для него локальном уровне развёртывания; его многообещающие результаты стимулируют продолжение сотрудничества, взаимовыгодного как для студентов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, так и для местных сообществ.

Шон ВанКур (Shawn VanCour)

Источник: сайт журнала «Архивное обозрение» (Archival Outlook)
https://bluetoad.com/publication/?m=30305&i=768566&p=10&pre=1&ver=html5

Комментариев нет:

Отправить комментарий