четверг, 17 марта 2016 г.

Великобритания: Опубликован толстый официальный отчет о технологии блокчейна и распределенных реестров


Статья Ричарда Кастеляйна (Richard Kastelein) была опубликована 19 января 2016 года на сайте Blockchain News («Новости технологии блокчейн»).

Мой комментарий: Прежде чем перейти к самой статье, хочу привести определения из описанного в ней отчета, дающие возможность понять, о чём, собственно, идёт речь:
Блокчейн (block chain, букв. цепочка блоков) представляет собой тип базы данных, в которой записи группируются в блоки (очень похоже на то, как если бы несколько записей переписали на один лист бумаги). Каждый блок затем связывается со следующим блоком, при этом используется криптографическая подпись. Благодаря этому цепочки блогов можно использовать подобно реестру, которая может быть представлен любому лицу с соответствующими полномочиями и подтверждён им. 

Существует много способов подтверждения точности реестра, и в целом они известны как метод консенсуса (в варианте этого процесса для криптовалюты «биткойн» (Bitcoin) используется термин «майнинг» (mining – добыча)).

Если участники этого процесса предварительно отбираются, то это реестр контролируемый (с ограниченным доступом - permissioned). Если процесс открыт для всех, то реестр неконтролируемый (unpermissioned).

Реальная новизна блокчейн-технологии в том, что это больше, чем просто база данных – здесь есть возможность устанавливать правила транзакций (бизнес-логику), которые привязаны к самой транзакции. Это контрастирует с традиционными базами данных, в которых правила часто устанавливаются на уровне всей базы данных или в программном приложении, но не в транзакции.

Распределенные реестры (distributed ledgers) представляют собой тип базы данных, как правило, публичной, распределенной по многочисленным сайтам, странам или учреждениям. Записи хранятся одна за другой в непрерывной реестровой последовательности, а не группируются в блоки, но добавлены они могут быть только тогда, когда собран кворум участников.

Мой комментарий: Замечу, что термин «распределенный» у авторов отчета не просто означает «нецентрализованный»; под ним понимается возможность участников системы напрямую взаимодействовать каждый с каждым (т.е. это в общем случае сетевая модель, а не, скажем, семейство иерархических «деревьев»).

Использование распределенного реестра требует большего доверия к валидаторам или операторам реестра. Например, глобальная система финансовых операций Ripple выбирает группу валидаторов (известную как Unique Node Validators) из порядка 200 известных, неизвестных или частично известных валидаторов, к которым есть доверие в плане того, что они не вступают в сговор с целью обмануть участников сделки. Этот процесс обеспечивает электронное подписание, которое считается менее устойчивым к цензуре, чем схема Bitcoin, но работает значительно быстрее.

Смарт-контракты (smart contracts) представляют собой контракты, условия которых записаны на компьютерном, а не на юридическом языке. Смарт-контракты могут автоматически выполняться вычислительной системой, такой, как подходящая система распределенных реестров. Потенциальные выгоды от смарт-контрактов включают низкие затраты на процессы заключения и исполнения контрактов, а также на исполнение законодательно-нормативных требований; как следствие, становится экономически выгодным формировать контракты для многочисленных сделок на небольшие суммы. В число потенциальных рисков входит зависимость от вычислительной системы, которая исполняет контракт. На данной момент, эти риски и выгоды в основном теоретические, так как технология смарт-контрактов все еще находится в зачаточном состоянии, и её широкомасштабное развертывание в кратковременной перспективе не ожидается.
В опубликованном сегодня 88-страничном томе о технологии блокчейн (blockchain - цепочка взаимосвязанных блоков) и распределенных реестрах (distributed ledgers) главный учёный британского правительства сэр Марк Уолпорт (Mark Walport) рассматривает, как эта технология может преобразовать оказание государственных услуг и повысить производительности труда.

Мой комментарий: Документ под названием «Технология распределенных реестров: За рамками блокчейн», представляющий собой выпущенный Государственным управлением науки отчет главного научного советника Правительства Великобритании (Distributed Ledger Technology: beyond block chain. A report by the UK Government Chief Scientific Adviser. Government Office for Science, 2016) доступен по адресу https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/492972/gs-16-1-distributed-ledger-technology.pdf )

В отчете утверждается, что блокчейн-технология может дать в руки государственным органам новые инструменты, позволяющие снизить объёмы мошенничества, уменьшить число ошибок и сократить затраты на процессы с интенсивным использованием бумажных документов. У данной технологии также есть потенциал для создания новых способов обеспечения прав собственности и подтверждения происхождения товаров и интеллектуальной собственности.

В отчете, в частности, отмечается:
«Главная задача государства при поддержке развития технологии распределенных реестров заключается в разработке четкой концепции того, как эта технология может улучшить деловые процессы государственных органов и каким образом она может быть использована для оказания услуг гражданам. Вслед за этим государство должно выступить в роли продвинутого заказчика, внедряющего эту технологию - закупить распределенные реестры для применения там, где это уместно. Поступая таким образом, государство может поддерживать и влиять на развитие экономической активности в этом секторе, способствуя как возникновению новых растущих компаний, так и деятельности уже существующих более крупных предприятий.»

«У государства есть возможность способствовать наступлению будущего, в котором предоставление государственных услуг является более персональным, немедленным и эффективным. Там, где это уместно, у граждан должна быть возможность сигнализировать о своих индивидуальных предпочтениях и потребностях за счет участия в «умных» смарт-контрактах (smart contracts). Реализация распределенных реестров со встроенными в них смарт-контрактами должна привести к существенному улучшению соблюдения законодательно-нормативных требований, подотчётности и повышению экономической эффективности. Служба электронных услуг (Digital Service) Правительства Великобритании разрабатывает электронную платформу, через которую государственные органы будут предоставлять свои услуги, и распределенные реестры могли бы стать ключевым элементом этой платформы.»
В отчете правительству рекомендуется назначить ответственных за данное направление на уровне министров, с тем, чтобы государство обеспечило разработку концепции, лидерство и платформу для использования технологии распределенных реестров государственными органами. В частности, Государственная служба данных (Government Data Service) должна возглавить работу в государственном секторе как пользователь распределенных реестров, а Управление электронной экономики (Digital Economy Unit) Министерства культуры, СМИ и спорта (Department for Culture, Media and Sport, DCMS) – сделать то же, создавая необходимые условия для внедрения распределенных реестров (взаимодействуя с Министерством по делам бизнеса, инноваций и компетенций и уполномоченным органом по инновациям – агентством Innovate UK).

Отмечается, что Государственной службе данных и Управлению электронной экономики следует на основе материалов отчета и уже проводимой сейчас министерствами работы разработать высокоуровневый план создания необходимых возможностей и поддерживающий его более детальный план, и своевременно эти планы выполнить. Им следует также контролировать, как выполняются другие рекомендации данного отчета, поддерживая темпы и быстроту действий. При проведении этой работы перечисленные ведомства должны действовать в тесном контакте с другими государственными ведомствами, промышленностью и научными кругами. Стоит подумать о создании на ограниченное время консультативной экспертной группы для поддержки этой работы:
«В число прочих рекомендаций отчета входит предложение, согласно которому британскому научному сообществу следует инвестировать в исследования, необходимые для обеспечения масштабируемости и защищённости распределённых реестров и предоставления ими доказательств, подтверждающих правильность их содержания. Следует обеспечить высокую производительность операций и минимальное время запаздывания (low latency), соответствующие прикладной области, в которой внедряется данная технология, а также учесть необходимость эффективного использования энергии.»

Недавно созданный институт Алана Тьюринга (Alan Turing Institute, https://turing.ac.uk/ ), во взаимодействии с такими группами, как идейно-аналитический цент Уайтчепел (Whitechapel Think Tank, http://www.wthinktank.org/ - созданная в 2014 году группа, ставящая своей задачей способствование внедрению в сфере финансовых услуг прорывных инноваций, таких, как технология распределенных реестров – Н.Х.), мог бы сыграть важную роль в координации и «самоорганизации» научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в государственном и частном секторах по этой и взаимосвязанным с нею технологиям. Частному сектору следовало бы подумать об инвестировании в деятельность института Алана Тьюринга с целью поддержки «доконкурентных» (pre-competitive) исследований, которые в конечном счете способствовали бы созданию новых надёжных и защищённых коммерческих решений. Сюда входит как работа по таким очевидным направлениям, как криптография и кибербезопасность, так и разработка новых типов алгоритма.»
В докладе также рекомендуется правительству поддержать создание для муниципальных органов власти пилотных распределенных реестров, объединяющих все элементы, необходимые для проверки технологии и ее практической применимости. Пилотные проекты на уровне города могут предоставить ценные возможности для тестирования и внедрения технологии распределенных реестров.  Британское агентство по инновациям Innovate UK могло бы использовать своё взаимодействие с городами в рамках «специальных договоренностей с городами» (city deals) для того, чтобы способствовать проведению подобных пилотных проектов.

Экспертная группа, помогавшая готовить данный отчет, подобрала несколько конкретных примеров потенциального использования технологии правительством Великобритании, которые подробно описаны в документе в виде пяти вариантов применения (use case). Это:
  • Защита критически-важной инфраструктуры от кибератак;

  • Снижение операционных расходов и отслеживание прав на получение социальной поддержки, одновременная предлагая больший охват финансовыми услугами;

  • Прозрачность и прослеживаемость того, как тратятся выделяемые на помощь средства;

  • Создание возможностей для экономического роста, развития мелкого и среднего предпринимательства и роста занятости;

  • Сокращение налогового мошенничества.
Отчет включает в себя подробное описание опыта Эстонии, которая уже сейчас быстро действует в плане внедрения распределенных реестров - и пример Эстонии показывает, как быстро маленькая страна с эффективным, ИТ-грамотным высшим руководством может прогрессировать. Рассматриваются отличительные особенности электронно-продвинутых наций, и утверждается, что ключевыми являются следующие характеристики:
  • Высшее руководство, осведомленное о возможностях электронных технологий;

  • Обладающий достаточными полномочиями уполномоченный орган государственной власти, отвечающий в целом за переход страны на электронные технологии, который ориентирован на международное сотрудничество и тесно взаимодействует со всеми секторами экономики;

  • «Живой», ориентированный на сотрудничество национальный план, выполняемый отраслями при поддержке государственных инвестиций;

  • Наличие в каждом государственном органе и учреждении технически грамотных, квалифицированных и опытных руководителей высшего звена, отвечающих за разработку политик;

  • Активное участие инженеров и лидеров электронного бизнеса в выработке политики.
Сэр Марк Уолпорт отметил:
«Технология распределенных реестров потенциально способна преобразовать оказание государственных и частных услуг. У неё есть потенциал для того, чтобы переопределить взаимоотношения между государством и гражданами с точки зрения обмена данными, прозрачности и доверия, и тем самым внести ключевой вклад в план правительства по трансформации на основе электронных технологий.»

«Любая новая технология создает проблемы, но при правильном сочетании лидерства, сотрудничества и разумного управления технология распределенных реестров может принести значительные выгоды для Великобритании.»
Ряд рекомендаций отчета рассматривает вопросы лидерства на уровне министров, научных исследований, стандартов и необходимости выполнения пилотных проектов, подтверждающих работоспособность технологии. В их числе следующие:
  • Правительству следует назначить ответственных на уровне министров, с тем, чтобы государство обеспечило разработку концепции, лидерство и платформу для использования технологии распределенных реестров государственными органами. Следует рассмотреть вопросы управления, защиты неприкосновенности частной жизни, безопасности и стандартизации;

  • Государство должно провести испытания распределенных реестров с целью оценки удобства использования этой технологии в государственном секторе;

  • Государство могло бы поддержать создание для муниципальных органов власти пилотных распределенных реестров, которое объединят все элементы, необходимые для проверки технологии и ее практической применимости.

  • Научному сообществу Великобритании следует инвестировать в исследования, необходимые для обеспечения масштабируемости и защищённости распределённых реестров и предоставления ими доказательств, подтверждающих правильность их содержания.
Министр по делам культуры и электронной экономики, Эд Вайзи (Ed Vaizey), в свою очередь, подчеркнул следующее:
«Правительство хочет обеспечить, чтобы Великобритания была на переднем крае использования новой технологии для улучшения государственных услуг. У Великобритании есть хорошие возможности для того, чтобы в полной мере реализовать потенциал этой технологии, и доклад сэра Марка четко показывает, как мы можем использовать эти новые инструменты для трансформирования и оптимизации предоставления государственных услуг.»
Министр по делам Администрации Кабинета министров Великобритании (Cabinet Office) и Генеральный казначей Мэтт Хенкок (Matt Hancock) сказал:
«Отчет сэра Марка содержит набор четких рекомендаций, и я рад, что мы первыми идём по этому пути.

Трансформация на основе электронных технологий занимает центральное место в проводимой нами реформе государственного сектора, помогая предоставлять более качественные услуги при меньших затратах и способствуя улучшению взаимоотношений между гражданином и государством. Располагая мирового класса электронно-цифровыми возможностями и сильным научным сообществом, Великобритания вполне способна получить отдачу от потенциальных преимуществ технологии распределенных реестров.»
Ричард Кастеляйн (Richard Kastelein)

Мой комментарий: Отчет содержит немало интересных высказываний, но я бы выделила следующее, сделанное при обсуждении вопроса о том (на стр.34), почему же государственные органы не «забанили» Bitcoin, несмотря на его популярность у преступного мира:
 «…эти системы не являются столь неконтролируемыми (uncontrollable, unpermissioned), как можно было бы ожидать. По контрасту с распространенным мнением, лежащая в основе архитектура позволяет относительно легко отслеживать транзакции и устанавливать личность людей, которые злоупотребляют системой.»
Источник: сайт Blockchain News
http://www.the-blockchain.com/2016/01/19/uk-government-rolls-out-blockchain-report/

Комментариев нет:

Отправить комментарий