пятница, 29 октября 2021 г.

Информационная система обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещён проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота и контроля исполнения поручений, в том числе с использованием облачных сервисов».

Созданием информационной систему, как планируется, займётся Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, оно же станет её оператором и оператором входящих в неё нескольких подсистем, включая (п.2):

  • Подсистему электронного документооборота Аппарата Правительства РФ;

  • Подсистему электронного документооборота для работы с документами с грифом «Для служебного пользования»;

  • Облачную подсистему координации процессов государственного управления;

  • Облачную подсистему ведения нормативно-справочной информации внутриведомственного и межведомственного документооборота.

Подсистемы электронного документооборота:

  • Аппарата Правительства Российской Федерации разворачивается в инфраструктуре Аппарата Правительства Российской Федерации;

  • Для работы с документами с грифом «Для служебного пользования» разворачивается в инфраструктуре участников информационной системы.

Облачные подсистемы являются частью информационной системы и разворачиваются в инфраструктуре Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Обеспечение интеграции подсистем с инфраструктурой головного узла межведомственного электронного документооборота до момента их ввода в промышленную эксплуатацию осуществляет Министерство цифрового развития совместно с Федеральной службой охраны РФ.

Целью создания ИС является формирование единого информационного пространства в области документооборота, исключающего из процесса делопроизводства движение документов на бумажных носителях (кроме документов на бумажных носителях, не подлежащих переводу в электронный вид), с обеспечением автоматизированного контроля за исполнением поручений и оптимизацией процессов обработки документов (п.3).

Целями создания подсистемы электронного документооборота Аппарата Правительства РФ являются (п.3.1):

  • Автоматизация процессов обработки документов с одновременной оптимизацией технологических процессов, обеспечивающей снижение ресурсоемкости процессов (трудовых, материальных, финансовых и др. затрат) и архивного дела;

  • Исключение из процессов делопроизводства (в том числе архивного делопроизводства) движения документов на бумажных носителях (кроме документов на бумажных носителях, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или конфиденциальную информацию);

  • Обеспечение автоматизированного контроля за исполнением поручений, а также контроля движения документов по делопроизводственным процессам для улучшения исполнительской дисциплины и своевременного исполнения документов;

  • Внедрение современного, надежного и масштабируемого программно-аппаратного комплекса, имеющего возможность дальнейшей модернизации для развития автоматизируемых процессов документооборота.

Целями создания подсистемы электронного документооборота для работы с документами с грифом «Для служебного пользования» являются (п.3.2):

  • Исключение из процессов делопроизводства, в том числе архивного делопроизводства, движения документов на бумажных носителях с грифом «Для служебного пользования» (кроме документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

  • Формирование единого информационного пространства в области работы с документами с грифом «Для служебного пользования»;

  • Обеспечение участников информационной системы, не имеющих собственных систем электронного документооборота, аттестованных по требованиям информационной безопасности, средством для работы с электронными документами с грифом «Для служебного пользования» в соответствии с требованиями законодательства.

Целями создания облачной подсистемы координации процессов государственного управления являются (п.3.3):

  • Автоматизация задач мониторинга и управления ходом исполнения межведомственных процессов государственного управления, включая согласование документов, для улучшения исполнительской дисциплины и своевременного исполнения документов;

  • Формирование единого информационного пространства в части поддержки технологических процессов межведомственного информационного взаимодействия для обеспечения защищённой, гарантированной, приоритизируемой и юридически значимой передачи документов и данных;

  • Обеспечение участников информационной системы, системы электронного документооборота которых не готовы к работе в едином информационном пространстве, средствами для полноценной работы с межведомственными процессами государственного управления и межведомственным информационным взаимодействием;

  • Внедрение современной, надежной и масштабируемой цифровой облачной программно-аппаратной платформы, предусматривающей возможность дальнейшей модернизации для поддержки новых видов автоматизируемых межведомственных процессов государственного управления.

Участниками информационной системы являются (п.4):

  • Государственные органы;

  • Органы местного самоуправления;

  • Организации, осуществляющие публично значимые функции;

  • Оператор информационной системы.

Участником подсистемы электронного документооборота Аппарата Правительства Российской Федерации является Аппарат Правительства Российской Федерации (п.4.1).

Участниками подсистемы электронного документооборота для работы с документами с грифом «Для служебного пользования» являются участники ИС, осуществляющие обмен этими документами в электронном виде при условии отсутствия у них аттестованных по требованиям информационной безопасности для работы с документами и сведениями ограниченного распространения (п.4.2).

Мой комментарий: С помощью новой информационной системы планируется перевести все участки работы на использование электронных документов, максимально сократив объёмы документов на бумажных носителях.

Что касается организации обмена документами с грифом «Для служебного пользования», то еще раз хочу обратить внимание на то, что данный гриф, к сожалению, не закреплён в российском законодательства, что давно создаёт проблемы при организации делопроизводства. С моей точки зрения, было бы правильнее для начала разработать законодательные нормы, рекламирующие работу с такими документами.

Жаль, что государству не хватает духу покончить, наконец, с ложью о том, что в современном мире можно избежать перевода в электронный вид документов содержащих сведения, составляющие государственную тайну - не говоря уже о конфиденциальной информации. Такие документы давно уже (десятилетия!) существуют и используются в больших объёмах, однако как государственные органы, так и законодатели предпочитают прятать голову в песок и заниматься вредным самообманом.

Ещё одним камнем преткновения могут стать «организации, осуществляющие публично значимые функции», поскольку в законодательстве РФ не определено, кто именно к таким организациям относится – и мы уже не раз наблюдали споры вокруг этого вопроса при рассмотрении судебных дел.

Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
https://regulation.gov.ru/projects#departments=122&npa=121428

Комментариев нет:

Отправить комментарий