(Продолжение, начало см. https://rusrim.blogspot.com/2013/09/i.html )
Программа университета Клейтон включает в себя пятнадцать курсов, охватывающих все аспекты архивного дела: общие принципы, экспертизу ценности и управление документами, упорядочивание и описание, обеспечение сохранности (с отдельным курсом по электронной сохранности), справочную работу и организацию доступа, управление, вопросы права и этики. Во всех этих курсах также обсуждаются электронные архивы и технологии.
Например, в рамках курса по экспертизе ценности и приобретению архивных материалов обсуждается использование программного инструмента BagIt (см., например, http://www.dcc.ac.uk/resources/external/bagit-library - Н.Х.), применяемого для обеспечения целостности и аутентичности передаваемых в архив документов. В этом же курсе рассказывается о захвате и сохранении веб-сайтов и сообщений в Твиттере.. В курсе по архивной обработке используется программное обеспечение «Инструментальный набор архивиста» (Archivist’s Toolkit – открытое ПО, предназначенное для управления архивными данными и поддержки управления архивами, см. http://www.archiviststoolkit.org/ - Н.Х.), а в курс по электронной сохранности будет включена работа с Archivematica (открытое ПО для обеспечения долговременной сохранности, см. https://www.archivematica.org – Н.Х.). Мы постоянно ищем новые пути для того, чтобы дать студентам практический опыт работы с широким спектром инструментов.
В Клейтоне студенты прослушивают несколько курсов, сфокусированных на вопросах технологии. Они создают виртуальный Linux-сервер, устанавливают программное обеспечение, исследуют конфигурации сети, и, - что не менее важно, чем всё остальное, - учатся ориентироваться в файловой системе. Когда выпускники выполняют практическую работе, у них появляется возможность изучить ландшафт электронного мира и почувствовать, как он устроен. Студенты также проходят курс по работе с веб-контентом и веб-сайтами, который позволит им создавать умеренной сложности веб-сайты с динамическими страницами, использующими PHP-запросы к реляционной базе данных MySQL. Ещё важнее то, что они будут понимать структуру веб-контента, и смогут лучше захватывать его для своих архивных коллекций. Студенты также проходят курс по проектированию баз данных, с тем, чтобы они понимали модели данных.
Мы готовим сейчас завершающий курс, который студенты будут проходить в последнем семестре. Им выдадут «на руки» набор электронных документов, и они должны будут показать, что знают, что с ним делать, - начиная с разработки политики отбора материалов и применения её для выделения документов постоянного хранения, выполняя затем обработку документов и подготовку научно-справочного аппарата (НСА), разрабатывая план по обеспечению долговременной сохранности и т.д. (Всё это невозможно сделать в течение одного семестра, поэтому мы пытаемся понять, как сократить данный курс до приемлемого объёма.)
Цель этой технической подготовки не в том, чтобы сделать из студентов системных администраторов, программистов или проектировщиков баз данных. Она должна обеспечить наличие у студентов четких представлений об электронной экосистеме, позволяющих им общаться с IT-специалистами, и, я надеюсь, дать им достаточные знания и навыки, позволяющие продолжить экспериментирование [с ИТ-технологиями – Н.Х.] в рамках обучения/повышения квалификации на протяжении всей жизни.
Все это хорошо и здорово, но как получить эти знания тем архивистам, что работают «в окопах на передовой»? Как им преодолеть три существенных барьера: времени, места и денег? Замечательно, что существует ряд великолепных программ для выпускников вузов, включающих отличные курсы по электронным архивам - сразу приходят на ум университеты Техаса, Северной Каролины и Мичигана. К сожалению, не все живут по соседству с этими учебными заведениями. Нереально надеяться, что работающие в архивах люди (не говоря уже об их семьях и домах) сорвутся с места и переедут только для того, чтобы пройти обучение на этих курсах.
Общество американских архивистов (SAA) предлагает серию краткосрочных семинаров по всей стране, и я подозреваю, что многие из участников приезжают из других городов. Съездить на семинар проще, чем пройти полный курс обучения, потому что всё сконцентрировано в несколько дней. В то же время трудно переварить всю информацию, получаемую на интенсивном семинаре. Одна из вещей, которые я ценю в традиционных курсах, рассчитанных на практикующих архивистов, это то, что информация даётся на протяжении пятнадцати недель. Это дает слушателям время на то, чтобы всерьёз обдумать материал. У них есть возможность попытаться применить полученные знания на работе и наработать определенный практический опыт, способствующий углубленному изучению материала через задаваемые затем вопросы и их обсуждение.
Я твердо верю в дистанционное обучение через Интернет. Я не только считаю, что оно может быть эффективным и увлекательным, я также думаю, что оно может решить проблемы времени, места и денег. Если говорить о себе, то я в своё время хотел получить степень по библиотечному делу, но поблизости от моего дома не было соответствующего вуза (университет Аризоны был всего в сотне миль, что было для меня непрактично далеко). И я не мог оставить хорошую работу и бросить свою девушку. К счастью, я узнал о программе, предлагаемой университетом штата Иллинойс (UIUC) в Урбана-Шампейн (Urbana-Champaign). Это была отличная программа, где я многому научился. С тех пор появилось несколько программ онлайн-обучения библиотечному делу, в том числе и в университете в Клейтоне.
Программа UIUC решала проблемы времени и места. Мне не нужно было отпрашиваться с работы для посещения занятий, и на дорогу до кампуса и обратно не пришлось тратить много времени. Занятия были распределены в течение семестра, поэтому я мог уделять им надлежащее внимание. Однако для многих оставалась проблема денег, поскольку университет взимал дополнительную плату со слушателей из других штатов.
Многие скептически относятся к качеству дистанционного обучения. Для некоторых дистанционное обучение ассоциируется с коммерческими фабриками по выпечке дипломов, выдающими студентам бумажку, не подкрепленную хорошим образованием. Многим трудно представить программу полноценного вузовского образования без личного взаимодействия и общения с педагогами. Сейчас массовые открытые онлайн-курсы (massive open online course, MOOC - онлайн-курсы, нацеленные на массового слушателя, участвующего в них по сети в интерактивном режиме, см, например, http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course - Н.Х.) бросают вызов традиционным моделям обучения и необходимости взаимодействия со студентами и преподавателями - просто сдайте тест, подтверждающий усвоение материала, независимо от того, как Вы его выучили.
Возвращаясь к основной теме, - мне важно, чтобы студенты получали хорошее образование. Как помочь студентам взяться за материал и взаимодействовать друг с другом так, чтобы они освоили курс? Нет такого универсального подхода, который бы срабатывал со всеми студентами. Некоторым студентам необходима непосредственность обучения лицом к лицу. Кто-то процветает на «асинхронных» курсах, в то время, как другие нуждаются в чувстве принадлежности к сообществу.
Чтобы быть эффективным, факультету дистанционного обучения необходимо учитывать три фактора: технологии, методологию и социализацию.
В Клейтоне мы в основном используем видеоконференции для проведения в реальном времени лекций и обсуждений в малых группах. Студенты видят и слышат преподавателя в реальном времени. Они могут задавать вопросы преподавателю, а том – им. Мы используем систему управления курсами обучения «Желание учиться» (Desire to Learn, D2L), хотя и в минимальной степени - доступ к лекционным материалам, сдача заданий и (в очень ограниченном виде) проведение обсуждений.
Более интересным является вопрос методологии: как эффективно использовать эту технологию? В чем на самом деле различие между живой лекцией и её записью, если студенты и в том, и в другом случае сидят и пассивно наблюдают? Первоначально занятия проводились в основном в форме лекций, далеко от идеала семинара, основанного на «сократическом диалоге». Через чат студенты могли задавать отдельные вопросы, но активного участия было немного. Не имея возможности наблюдать, что говорит «язык тела» студентов, преподаватели не могли определить, когда у слушателей наступают моменты «прозрения» или путаницы, и, соответственно, на кого надо обратить внимание. Преподавателям пришлось научиться спокойно воспринимать молчание аудитории, четко обозначать студентам моменты, когда можно задавать вопросы или высказывать комментарии. Будучи изолированными друг от друга, студенты не чувствовали никакого социального давления со стороны группы, мотивирующего кого-то ответить.
Последний из факторов, социализация, тесно связан с технологией и методологией. Как добиться, чтобы студентам было достаточно комфортно с технологией и методологией, с тем, чтобы они стали активными, заинтересованными участниками? Многие студенты не имеют опыта участия в онлайн-курсах в реальном времени, поэтому им придётся научиться быть онлайн-студентами. Студенты, ранее посещавшие асинхронные курсы, могут обнаружить, что им нужно приноровиться к участию в реальном времени. (Я бы добавил, что преподавателям также придётся пройти через подобный процесс «акклиматизации», чтобы чувствовать себя комфортно.)
(Окончание следует, см. https://rusrim.blogspot.com/2013/09/iii.html )
Ричард Пирс-Мозес (Richard Pearce-Moses)
Источник: блог «Archives in the Digital Era»
http://archivesinthedigitalera.blogspot.ru/2013/08/engaging-online-education-mastering.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий