пятница, 6 марта 2015 г.

США: Как быть если поставщики решений для управления электронными документами делают заложниками данные о пациентах?


Статья Найама Яраги (Niam Yaraghi – на фото) была опубликована 24 февраля 2015 года на сайте Института Брукингса (Brookings Institution) - частной некоммерческой организации, занимающейся независимыми исследованиями и разработкой инновационных политических решений.

В сегодняшнем взаимосвязанном мире кажется интуитивно очевидным, что мгновенный доступ к исчерпывающе полным историям болезни пациентов поможет врачам обеспечить более качественный уход по более низкой цене. Этот простой аргумент был для федерального правительства США достаточно убедительным для того, чтобы потратить 26 миллиардов долларов на программы стимулирования использования поставщиками медицинских услуг систем управления электронными медицинскими документами (electronic health records, EHR – соответствует отечественному термину ЭМК – Н.Х.) с тем, чтобы они могли в электронном виде обмениваться медицинскими документами. Для этого требовались большие первоначальные инвестиции, но это было экономически здравое решение, поскольку оно позволяло взять под контроль растущие расходы на здравоохранение. Принятый в итоге закон HITECH является одним из немногих законов в сфере здравоохранения, сохраняющих поддержку обеих ведущих партий.

Мой комментарий: Закон об использовании медицинских информационных технологий в клинической и экономической деятельности (Health Information Technology for Clinical and Economic Health Act, HITECH) был принят в 2009 году как 13-й раздел Закона об восстановлении и реинвестициях (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Данный закон направлен на продвижение и расширение использования ИТ-технологий в медицине.

Чиновники разработали двухэтапный план создания общенациональной сети для обмена медицинской информацией. Во-первых, предусматривалось стимулирование создания каждым поставщиком медицинских услуг электронного архива медицинских документов своих пациентов. Во-вторых, планировалось соединить эти электронные архивы воедино с тем, чтобы поставщики медицинских услуг могли обмениваться документами своих пациентов. Выделенные на стимулирование из федерального бюджета 26 млрд. долларов стали желанным источником дохода для сотен различных поставщиков программного обеспечения, разрабатывавших и агрессивно продвигавших на слабо разбиравшемся в информационных технологиях медицинском рынке свои типы ЭМК-систем. По данным Управления Национального координатора по использованию информационных технологий в медицине (Office of the National Coordinator for Health Information Technology), если в 2008 году менее 10% больниц имели базовые ЭМК-системы, то всего лишь пять лет спустя уже 94% больниц использовало сертифицированные ЭМК-решения.

Следующим шагом вперед должно стать такое соединение этих отдельных электронных систем, чтобы врачи могли обмениваться документами своих пациентов. Только если это будет успешно сделано, миллиарды потраченных из федерального бюджета долларов дадут ощутимую отдачу. Поставщики ЭМК-решений держат в заложниках данные о пациентах и не дают им возможность свободно перемещаться, пока не получают большой выкуп. Как правило, они утверждают, что технические проблемы ограничивают возможности для взаимодействия (интероперабельность) их продуктов. Это не позволяет врачам обмениваться друг с другом документами пациентов. Вспоминается, как когда-то телекоммуникационная компания T-Mobile примерно так же объясняла, почему ее пользователи не могут звонить на номера клиентов компании AT&T. На этом проблема ограниченной интероперабельности не заканчивается. Поставщики запрашивают большие суммы за то, чтобы обеспечить обмен данными даже между собственными клиентами.

Как я уже подробно обсуждал ранее, государство само выкопало для себя эту яму. Идея об общенациональной сети обмена медицинской информацией звучит замечательно, но эту цель невозможно достичь, если не обеспечить равные экономические выгоды для всех игроков рынка медицинских услуг. У государства есть три варианта решения данной проблемы:
  • Уплатить поставщикам ЭМК-систем тот выкуп, который они требуют за то, чтобы выпустить «заложников» и обеспечить возможности для обмена данными пациентов между поставщиками медицинских услуг;

  • Ввести соответствующее отраслевое регулирование и заставить поставщиков ЭМК-решений обеспечивать обмен данными пациентов между поставщиками медицинских услуг;

  • Ничего не делать.
Правительство, судя по всему, придерживается первого варианта. Чиновники не ожидали возникновения проблемы совместимости систем и предполагали, что все поставщики медицинских услуг, использующие ЭМК-системы, смогут обмениваться документами друг с другом. Исходя из этого предположения, третий этап программы стимулирования предусматривал поощрение тех врачей, которые активно участвуют в таком обмене. Сегодня почти у каждого врача есть ЭМК-система, и, хотя многие из них хотят обмениваться информацией, поставщики ЭМК-решений не позволяют им делать это. Стимулирующие выплаты, которые, как изначально планировалось, должны были поощрять врачей, в конечном итоге попадут в карманы поставщиков ЭМК-решений и будут способствовать увеличению их прибылей. Как отметил член Палаты представителей Конгресса США республиканец Фил Гингрей (Phil Gingrey), «Мы субсидировали системы, которые блокируют обмен информацией вместо того, чтобы ему способствовать, - и вовсе не это было целью закона HITECH».

Регулирование отрасли кажется единственным возможным решением данной проблемы. Влиятельный член комиссии Палаты представителей по энергетике и торговле конгрессмен Майкл Берджесс (Michael Burgess) готовит законопроект, который должен заставить поставщиков систем обеспечивать обмен данными. Однако потребуется немало времени на то, чтобы почувствовать отдачу от регулирования отрасли ЭМК (если она вообще будет). Поставщики ЭМК-решений будут яростно бороться с любыми попытками регулирования и будет настаивать на том, что технические проблемы являются реальным препятствием для взаимодействия между системами. Сейчас Конгресс находится в сложном положении в плане разрешения подобных споров. Время является критическим фактором для обеспечения в длительной перспективе успешного выполнения планов, заложенных в закон HITECH, и этот фактор ставит под сомнение жизнеспособность стратегии регулирования.

Лучшее решение для правительства - ничего не делать. Новые методы оплаты поставщиков медицинских услуг, когда за лечение больных выплачиваются фиксированные суммы, заставит поставщиков работать более эффективно и повышать прибыль, подбирая решения, позволяющие сократить расходы – такие, как решения для обмена медицинской информацией. Поскольку рынок новых ЭМК-продуктов сейчас насыщен, единственным источником дохода для поставщиков ЭМК-систем могут стать сборы за обмен данными. Сейчас непомерные расценки сходят им с рук, поскольку они знают, что стимулирующие выплаты из федерального бюджета дают врачам возможность покрыть соответствующие расходы. Но если поток легких бюджетных денег прекратится, то поставщикам ЭМК-систем придётся убеждать врачей платить за поддержку обмена данными. Как и с любыми другими услугами, максимальная цена, которую могут заплатить поставщики медицинских услуг, равна отдаче, которую они получают от этой услуги. Если электронный обмен информацией будет позволять поставщикам медицинских услуг сократить свои затраты и сэкономить деньги, то они будут готовы заплатить за это справедливую цену. В конечном итоге поставщикам ЭМК-технологий придется либо снизить свои расценки до разумного уровня, либо выйти из бизнеса.

Найам Яраги (Niam Yaraghi)

Источник: сайт Института Брукингса
http://www.brookings.edu/blogs/techtank/posts/2015/02/24-ehr-records-hostage-yaraghi

1 комментарий: