19-20 марта 2015 года прошла организованная Российским государственным гуманитарным университетом совместно с университетом им. Марии Склодовской-Кюри (UMCS) в г.Люблине (Польша) и Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела 2-я международная научно-практическая конференция «Управление документацией: Прошлое, настоящее и будущее», посвящённая памяти выдающегося отечественного учёного и педагога Татьяны Кузнецовой.
Совместно с членами своей маленькой «команды» я смогла посетить большинство мероприятий (пленарные заседании первого дня и две из четырех секций второго дня), и хотела бы поделиться с читателями нашим коллективным мнением.
Начинается пленарное заседание
Впечатление у меня сложилось неоднозначное. День пленарных заседаний был, с моей точки зрения, плохо продуман как в организационном, так и в содержательном отношении. Начну с того, что организаторы на утреннем заседании продержали людей почти четыре часа без перерыва и кофе-брейка (не могу припомнить второго такого случая за всё время своего участия в конференциях). К моему выступлению – оно было последним в утренней части - две трети участников уже убежали обедать, и кто их за это осудит?
За редким исключением, докладчики выступали без слайдов. По моему мнению, говорить о современном управлении документами (тем более электронными) и не использовать слайды не очень-то правильно. Особенно сказалось отсутствие презентаций на восприятии выступлений зарубежных участников, которые рассказывали интересные и актуальные для нас вещи, но не все смогли их понять.
Помимо этого, отмечу, что, хотя я сама люблю поговорить о вопросах терминологии, но всё хорошо в меру…
Если бы я присуждала приз лучшему докладу первого дня, то отдала бы его Маргарите Андреевне Славко за доклад «Электронные документы в системе управления играми живого действия в современной России» (фактически о том, что представляет собой документационное обеспечение сборов любителей ролевых игр). Автор вложила в свой доклад столько души и энергии, так ярко и интересно сумела подать материал, что разбудила всю аудиторию!
Выступают Маргарита Славко и Павел Кюнг
Второй день оказался намного более содержательным. Этому, кстати говоря, способствовало и то, что была возможность задавать вопросы и дискутировать (организаторам на заметку: время «говорящих голов» прошло, сейчас востребованы другие форматы, такие как круглые столы). Приятно удивил уровень докладов студентов, аспирантов и молодых специалистов на секции «Современные проблемы документационного обеспечения управления», в которых речь шла о действительно актуальных отраслевых проблемах (замечу, вне узких рамок ОРД) и о передовом мировом опыте. Что также важно, чувствовалось, что авторы как следует поработали самостоятельно.
По важности поднятых вопросов выделялся, на мой взгляд, доклад Павла Кюнга «Развитие стандартизации в области документирования научно-технической деятельности на современном этапе», который правильнее было бы включить в пленарную часть конференции, поскольку в нём речь шла о многообразии форм современной НТД, в частности, о базах данных и САПР-системах, и о том, что же со всем этим богатством делать архивистам.
Неплохие впечатления оставила и секция «Антропология бюрократии», хотя по своей тематике, она, пожалуй, была довольно далека от моих основных профессиональных интересов. Впечатлило то, что люди различных убеждений из различных стран (почти половину участников секции составляли польские коллеги) сумели очень корректно и доброжелательно провести дискуссию по ряду довольно-таки острых вопросов.
Вели секцию «Антропология бюрократии» Татьяна Николаевна Кандаурова (РГГУ) и Артур Горак (UMCS, Польша)
В числе участников конференции было много представителей вузов, и не случайно в докладах на самые разные темы всплывали вопросы профессиональной подготовки специалистов в области управления документацией. Ситуация в стране выглядит не очень оптимистично – в вузах повсеместно кафедры документоведения и архивного дела лишают бюджетного набора, предлагая учить этим специальностям на коммерческой основе. В результате набора нет, и в то же время сохраняется стабильный спрос на выпускников нашей специальности в государственных и муниципальных органах... С моей точки зрения, ситуация сложилась патовая - желающих платить собственные деньги за такое образование мало, ведь люди не видят перспективы в последующем получить должность с достойной заработной платой и вернуть свои затраты.
Ожидать какого-либо изменения ситуации в ближайшее время не приходится, а это значит, что профессия находится в зоне риска и что её дальнейшее развитие с учетом потребностей системы государственного управления и коммерческой деловой деятельности теперь под большим вопросом.
Проблемы подготовки специалистов обсуждают (слева направо): зав. кафедрой документационного обеспечения управления Поволжского института управления имени П.А.Столыпина А.В.Ермолаева, зав. кафедрой АСДОУ ИАИ РГГУ М.В.Ларин, декан факультета вычислительной техники Пензенского государственного университета Л.Р.Фионова, профессор Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского Е.В.Латышева
Эта проблема постоянно обсуждалась и в кулуарах конференции. Здесь следует сказать доброе слово о спонсоре конференции – компании «Тэлос-архив». Первый день мне больше всего запомнился общением с коллегами во время вечернего фуршета :)
Я планирую в ближайшее время выложить на YouTube видеозаписи ряда выступлений на пленарном заседании конференции.
С нетерпением жду файлов докладов.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо !
Ир.
Скоро будут. Мы уже над этим работаем :)
ОтветитьУдалить