«Если не знаешь, что делать, сформируй комитет или комиссию» - этот классический принцип российского государственного управления сегодня востребован, как никогда :)
На заседании рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытого Правительства» 10 мая 2012 года был подробно обсужден вопрос о перспективе создания Экспертного совета, который, по мнению Д.А.Медведева, должен стать «ключевым элементом системы «Открытого Правительства» ( http://government.ru/docs/19012/ ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. № 774 утверждено «Положение об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации». Экспертный совет «является совещательным органом и создается с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правительственных, межведомственных комиссий и советов, а также с целью формирования вопросов со стороны институтов гражданского общества для обсуждения с Председателем Правительства Российской Федерации и по его поручению - с федеральными органами исполнительной власти». Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер (п.4).
Перед Экспертным советом поставлены две задачи (п.5)
- Обеспечить участие экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства и федеральных органов исполнительной власти;
- Обеспечить общественный контроль над деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
Участие экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений будет обеспечиваться путем:
- Привлечения членов Экспертного совета к разработке и внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство» в деятельность Правительства и федеральных органов исполнительной власти;
- Участия представителей Экспертного совета в заседаниях Правительства, правительственных и межведомственных комиссий и советов;
- Экспертной оценки проектов решений Правительства и федеральных органов исполнительной власти, результатов их исполнения, а также экспертного мнения по вопросам компетенции Экспертного совета.
Общественный контроль будет осуществляться посредством:
- участия в разработке ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и предоставления заключения о результатах их исполнения;
- осуществления мониторинга эффективности расходов федерального бюджета;
- участия в обсуждении перечней консультационных и научно-исследовательских работ, осуществляемых в интересах федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, а также в обобщении и анализе результатов указанных работ;
- участия в разработке методических рекомендаций и стандартов функционирования общественных советов и экспертных групп при федеральных органах исполнительной власти и контроля за их выполнением;
- рассмотрения и оценки общественных инициатив;
- участия в разработке и осуществлении процедур оценки внедрения принципов и механизмов системы «Открытое правительство».
Решения Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп принимаются, как правило, общим согласием, но может быть проведено и голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп, в том числе в режиме онлайн (п.10).
При осуществлении процедуры отбора кандидатов в члены Экспертного совета могут учитываться такие факторы, как наличие ученой степени и звания, почетной степени и звания, количество публикаций в научных журналах и иных средствах массовой информации, наличие представительства в сети «Интернет», включая социальные сети, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе и репутация ответственного эксперта (п.13).
Членами Экспертного совета не могут быть лица, замещающие государственные и муниципальные должности (п.14). Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах (п.15).
Работа Экспертного совета осуществляется на регулярной основе в формате заседаний рабочих групп, а также обсуждения в сети «Интернет». Заседания Экспертного совета проводятся председателем Экспертного совета не реже 1 раза в полугодие (п.22).
К работе Экспертного совета, в том числе в сети «Интернет», могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования Экспертного совета, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя Экспертного совета и руководителей рабочих групп (п.23).
Заседания коллегии Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в месяц (п.24).
Мой комментарий: Задачи перед Экспертным советом поставлены серьезные. Те, кто хоть раз участвовал в подготовке каких-либо экспертных оценок, знают, насколько объемной и трудозатратной может быть такая работа. Я сильно сомневаюсь в том, что в стране можно найти 400 сильных экспертов (не говоря уже о 2000 человек) которые станут в свободное от основной работы время, бесплатно, на постоянной основе заниматься проведением экспертиз и подготовкой аргументированных и продуманных предложений. Если не пытаться обманывать самих себя, то предоставить таких экспертов и оплатить их деятельность может коммерческий сектор – но он не станет этого делать, если не увидит в этом какую-то собственную выгоду. Альтернативой является привлечение, как обычно, больших начальников и известных людей, которые реальную работу выполнять неспособны.
Идея работы экспертов «на общественных началах» (если такая работа реально пойдёт), с моей точки зрения, есть не что иное, как желание профинансировать деятельность Экспертного совета за счет организаций, в которых эти эксперты работают на постоянной основе и получают заработную плату.
Впрочем, скорее всего всё опять кончится очередной показухой со «свадебными генералами», а настоящих экспертов в очередной раз забудут позвать на этот «праздник жизни». Те, кто составлял документ, не стали затруднять себя изучением современных технологий организации работы экспертных групп – мы присутствуем при создании очередного бюрократического монстра, далекого не только от общественности и её интересов, но даже и от интересов государственных органов.
Источник: сайт Правительства Российской Федерации
http://правительство.рф/gov/results/19857/
При осуществлении процедуры отбора кандидатов в члены Экспертного совета могут учитываться такие факторы, как наличие ученой степени и звания, почетной степени и звания, количество публикаций в научных журналах и иных средствах массовой информации, наличие представительства в сети «Интернет», включая социальные сети, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе и репутация ответственного эксперта (п.13).
Членами Экспертного совета не могут быть лица, замещающие государственные и муниципальные должности (п.14). Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах (п.15).
Работа Экспертного совета осуществляется на регулярной основе в формате заседаний рабочих групп, а также обсуждения в сети «Интернет». Заседания Экспертного совета проводятся председателем Экспертного совета не реже 1 раза в полугодие (п.22).
К работе Экспертного совета, в том числе в сети «Интернет», могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования Экспертного совета, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя Экспертного совета и руководителей рабочих групп (п.23).
Заседания коллегии Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в месяц (п.24).
Мой комментарий: Задачи перед Экспертным советом поставлены серьезные. Те, кто хоть раз участвовал в подготовке каких-либо экспертных оценок, знают, насколько объемной и трудозатратной может быть такая работа. Я сильно сомневаюсь в том, что в стране можно найти 400 сильных экспертов (не говоря уже о 2000 человек) которые станут в свободное от основной работы время, бесплатно, на постоянной основе заниматься проведением экспертиз и подготовкой аргументированных и продуманных предложений. Если не пытаться обманывать самих себя, то предоставить таких экспертов и оплатить их деятельность может коммерческий сектор – но он не станет этого делать, если не увидит в этом какую-то собственную выгоду. Альтернативой является привлечение, как обычно, больших начальников и известных людей, которые реальную работу выполнять неспособны.
Идея работы экспертов «на общественных началах» (если такая работа реально пойдёт), с моей точки зрения, есть не что иное, как желание профинансировать деятельность Экспертного совета за счет организаций, в которых эти эксперты работают на постоянной основе и получают заработную плату.
Впрочем, скорее всего всё опять кончится очередной показухой со «свадебными генералами», а настоящих экспертов в очередной раз забудут позвать на этот «праздник жизни». Те, кто составлял документ, не стали затруднять себя изучением современных технологий организации работы экспертных групп – мы присутствуем при создании очередного бюрократического монстра, далекого не только от общественности и её интересов, но даже и от интересов государственных органов.
Источник: сайт Правительства Российской Федерации
http://правительство.рф/gov/results/19857/
Комментариев нет:
Отправить комментарий