пятница, 10 августа 2012 г.

Уточнен порядок изъятия в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации


Президентом подписан Федеральный закон от 28.07.2012 № 143-ФЗ  «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который уточняет порядок изъятия в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации (компьютерных блоков, серверов, ноутбуков, карт памяти и т.д.).

Достаточно важные изменения вносятся в статьи 81, 82, 119, 166, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Ранее действующие положения законодательства не предусматривали, в случае изъятия электронной информации, никаких усилий со стороны органов следствия, направленных на то, чтобы, по возможности, не нарушать нормальную деловую деятельность организации- владельца информации. Теперь на законодательном уровне закреплены права организации и обязанности следственных органов.

В статье 81 «Вещественные доказательства» уточнено, что к изъятым в ходе досудебного производства предметам относятся и электронные носители информации, и документы. В случае, если они не будут признаны вещественными доказательствами, они подлежат возврату владельцам. При этом должны быть учтены положения статьи 6.1 УПК «Разумный срок уголовного судопроизводства», в которой установлено, что разумный срок уголовного судопроизводства «включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора».

В статье 82 «Хранение вещественных доказательств» установлены требования к организации хранения изъятых электронных носителей информации:
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Статья 82. Хранение вещественных доказательств

2. Вещественные доказательства в виде:

5) электронных носителей информации:

а) хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации;

б) возвращаются их законному владельцу после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания.
Кроме того, теперь в законодательстве в явном виде установлено право владельца информации на копирование изъятой у него информации и регламентирован порядок проведения такого копирования на всех этапах следственных действий.

В законе установлены следующие условия копирования:
  • Неотложные следственные действия проведены, но вернуть носители информации невозможно;

  • Законный владелец информации ходатайствует о копировании информации;

  • Копирование информации не может воспрепятствовать расследованию преступления либо повлечь за собой утрату или изменение информации.
В статьях 182 «Основания и порядок производства обыска» и 183 «Основания и порядок производства выемки» теперь подробно регламентирован порядок изъятия электронных носителей информации.

Законодательством закреплена следующая процедура копирования информации:
  • Копирование информации осуществляется с участием законного владельца изъятых электронных носителей информации и/или его представителя и специалиста в присутствии понятых как на месте при проведении обыска и выемки, так и в подразделении органа предварительного расследования или в суде;

  • Копирование производится на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации;

  • Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изъятых электронных носителей информации составляется протокол.
Мой комментарий: Таким образом, копирование информации по ходатайству её владельца возможно на всех этапах процессуальных действий, и это действительно может облегчить организациям продолжение нормальной деловой деятельности даже в тех случаях, когда вся информация и все электронные носители были изъяты.

В то же время законодательство по-прежнему остается негибким. Как показывает практика работы правоохранительных органов других стран, во многих случаях вполне достаточно вместо изъятия оригинальных носителей информации изготовить прямо на месте защищенные от изменения их точные копии, особенно в тех случаях, когда даже кратковременное прекращение работы компьютерных систем может повлечь тяжкие последствия для третьих сторон. Так что практика покажет, насколько жизнеспособны новые положения.

Источник: Консультант Плюс, сайт Государственной Думы РФ,
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133286

Комментариев нет:

Отправить комментарий