Заметка Мими Дион (Mimi Dionne – на фото) была опубликована на сайте CMSWire 7 августа 2012 года.
Ежегодная встреча американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) 2012 года в городе Сан-Диего (San Diego) под девизом «Без границ» (Beyond Borders), началась 6 августа с сильной предконференционной обучающей программы. Я посетила семинар «Методы электронной судебной экспертизы для архивистов», где речь шла о конкретных инструментах и сервисах, которые архивистам нужно использовать при работе с электронными архивными документами.
Это один из многих курсов, которые SAA предлагает в рамках своей программы сертификации специалистов электронных архивов (Digital Archives Specialist, DAS).
Я понимаю, что намечающееся партнерство между правоохранительной и архивной сферами деятельности некоторым кажется необычным. Но подумайте: у электронной судебной экспертизы имеются установившиеся принципы, технологии и методы извлечения данных и связанных с ними метаданных, которые очень похожи на передовую практику работы архивных хранилищ.
Иными словами, этот курс не для слабонервных.
Здесь появляется наш герой, инструктор д-р Кэл Ли (Cal Lee,), доцент Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Перед началом занятий он раздал две иллюстративные статьи:
- Мэтью Киршенбаум (Matthew G. Kirschenbaum), Ричард Овенден (Richard Ovenden) и Габриэла Редвайн (Gabriela Redwine) при содействии Рейчел Донахью (Rachel Donahue) «Электронная судебная экспертиза и изначально-электронный контент в коллекциях, относящихся к культурному наследию» (Digital Forensics and Born-Digital Content in Cultural Heritage Collections), http://www.clir.org/pubs/reports/pub149/pub149.pdf ; и
- Свою собственную статью совместно с Кэм Вудз (Kam Wood) и Симсоном Гарфинкелем (Simson Garfinkel) «Расширение архитектур электронных хранилищ для поддержки сохранения образов дисков и доступа к ним» (Extending Digital Repository Architectures to Support Disk Image Preservation and Access), http://ils.unc.edu/callee/p57-woods.pdf .
Мотивация и предметная область
Д-р Ли начал своё выступление с размышлений о мотивации. «Архивисты часто отвечают за принятие на хранение материалов на съемных носителях и за оказание помощи другим лицам в доступе к ним», сказал он. «Зачастую информация не упакована и не описана так, как хотелось бы. Специалисты по работе с информацией должны извлечь всю имеющуюся на носителе полезную информацию, одновременно избегая случайного изменения данных или метаданных».
Он определил электронную судебную экспертизу как «процесс выявления, обеспечения сохранности, анализа и представления электронных доказательств приемлемым с точки зрения права образом». На практике используется множество методов обнаружения электронных данных и восстановления удаленной, поврежденной или зашифрованной информации и файлов. Д-р Ли представил убедительные аргументы, объясняющие, почему архивисты должны обратить внимание на это направление:
«Очень многообещающими в плане влияния на практику работы архивистов являются следующие два направления:Д-р Ли с большим уважением отозвался о нескольких проектах в области электронной судебной экспертизы: проект SULAIR в Стэндфордском университете, проекты futureArch Бодлеанской библиотеки (Bodleian Library – это главная научная библиотека Оксфордского университета в Великобритании – Н.Х.) и Британской библиотеки в Лондоне.
- Несколько осуществляемых учреждениями сферы культурного наследия инновационных проектов по изучению возможностей для применения электронной судебной экспертизы при приёме материалов на архивное хранение, и
- Программы обучения методам и практике электронной судебной экспертизы, проводимые поставщиками и научно-исследовательскими учреждениями».
Технические основы
Д-р Ли объяснил, что электронные объекты представляют собой набор инструкций для будущего взаимодействия. «Электронные объекты бесполезны, если никто не может с ними взаимодействовать. Взаимодействие зависят от многочисленных технических компонентов». Он рассказал о семи уровнях представления:
- Уровень 7: Набор (агрегация) объектов. Множество объектов образуют агрегацию, которую имеет смысл рассматривать как единое целое.
- Уровень 6: Объект или пакет. Объект состоит из нескольких файлов, с которыми можно работать и по отдельности.
- Уровень 5: Отображение в программном приложении (in-application rendering). Как информация отображается и воспринимается в конкретном программном приложении.
- Уровень 4: Файл, воспринимаемый через файловую систему. Файлы рассматриваются как дискретные наборы элементов, с которыми ассоциированы пути и имена файлов.
- Уровень 3: Файл как поток битов. Поток битов представляет собой непрерывный ряд двоичных значений.
- Уровень 2: Структуры данных внутри файла. Дискретные «куски» данных, являющиеся частью файла.
- Уровень 1: Поток битов, воспринимаемый через устройства ввода-вывода. Последовательность нулей и единиц в том виде, в каком она считывается с носителя информации с использованием аппаратных и программных средств ввода-вывода.
- Уровень 0: Поток битов на физическом носителе. Набор физических свойств носителя информации, которые интерпретируются как потоки битов уровня 1.
Описательную информацию (representation information) он определил в соответствии со стандартом OAIS. Меня особенно заинтриговали проблемы, возникающие при обеспечении согласованной визуализации шрифтов и кодировок. Мы ненадолго отвлеклись на упражнение, демонстрирующее порчу потока битов, а затем вернулись к основной теме, обсуждая, как компьютеры хранят файлы и управляют ими (иными словами, рассмотрели тома и логические разделы).
Разговор немного сдвинулся в сторону примеров, связанных с файловыми системами ПК и Mac. Ли перечислил файловые системы, с которыми архивные учреждения будут сталкиваться с наибольшей вероятностью (ext, ext2, ext3, FAT16, FAT32, HFS, HFS+, ISOFS и NTFS). Далее он рассказал о плюсах и минусах двух основных технических решений для курирования электронных данных во времени:
- Периодическое создание снимков (snapshot) полной информации о состоянии,
- Сохранение вносимых изменений и соответствующей контрольной информации (audit trail).
«Техническая стратегия зависит от размера файлов, от частоты изменений, от того, насколько сложно обнаружить изменения, от структуры контента, от того, насколько тесно взаимосвязаны различные файлы, а также от того, что именно Вы пытаетесь задокументировать.Заключение
Посмотрите, как за последние десять лет изменились используемые нами программные приложения. Эти изменениям способствовала обратная связь от конечных пользователей к разработчикам программного обеспечения. Встроенный PID GUID исчез в Office 2000. «Быстрая смена» (fast change) была по умолчанию отключена в Word 2000. Нет больше дампов оперативной памяти. У нас есть должок перед процессом электронного розыска и выемки информации в ходе судебных разбирательств (e-discovery) и перед электронной судебной экспертизой.»
Курс содержал ещё три раздела:
- Обеспечение полноты и доказательной силы собранных данных,
- Извлечение полезной информации из имеющихся материалов (работая на уровне файлов и нижележащих уровнях), и
- Обеспечение сохранности и доступа к данным на образах дисков, изготовленных для судебной экспертизы.
Весь этот насыщенный материал мы прошли на большой скорости. Ассоциации американских архивистов, как мне кажется, стоит подумать о том, чтобы проводить этот курс в течение двух дней. Как на других курсах из программы DAS, которые я посетила в этом году, семинару не хватало наглядного высокоуровнего описания, показывающего, как содержание курса соответствует поставленным задачам. Это единственная критика с моей стороны. Коллеги, если Вам потребуется освежить свои знания и навыки, или если Вас волнуют вопросы обеспечения долговременной сохранности данных в Вышей информационной среде, зарегистрируйтесь и сходите на эти курсы.
Об авторе
Мими Дион (Mimi Dionne) - менеджер проектов по управлению документами и информацией, консультант и владелец фирмы Mimi Dionne Consulting. Она является сертифицированным специалистом по управлению документами (Certified Records Manager, CRM), сертифицированным архивистом (Certified Archivist) сертифицированным архитектором по работе с графическими образами документов (Certified Document Imaging Architect), сертифицированным специалистом по работе с информацией (Certified Information Professional) и профессиональным менеджером проектов (Project Management Professional). В настоящее время она живёт в Сиэтле.
Мими Дион (Mimi Dionne)
Источник: сайт CMSWire
http://www.cmswire.com/cms/information-management/digital-forensics-for-archivists-saa12-016841.php?pageNum=2
Комментариев нет:
Отправить комментарий