суббота, 11 марта 2023 г.

Основы оцифровки для архивистов

Данная заметка архивиста и консультанта Марго Ноут (Margot Note – на фото) была опубликована 6 февраля 2023 года на сайте компании Lucidea.

Хранящие архивные документы организации и подразделения (далее: хранилища – Н.Х.) могут создавать суррогаты (т.е. копии, используемые взамен оригиналов – Н.Х.) для различных целей – например, PDF-файлы для вывода на печать, JPEG-файлы для показа на экране и TIFF-файлы для хранения [высококачественных копий «архивного» качества – Н.Х.].

Сотая копия цифрового изображения неотличима от своих предшественников. В отличие от других форм копирования (таких, например, как факсимиле) электронные копии не страдают от деградации в процессе дублирования. Копия цифрового изображения неотличима от его первоисточника, в то время как [бумажный? – Н.Х.] оригинал может потерять своё значение в этом электронном мире.

В зависимости от особенностей архивной коллекции могут использоваться различные подходы к оцифровке. В некоторых случаях учреждения могут быть заинтересованы лишь в информации, которую передают материалы, и используемая для передачи среда не имеет значения. В большинстве коллекций, однако, желательно создавать цифровое представление содержащейся в материалах информации вместе с визуальными аспектами её представления, такими как цвет, шрифты, форматирование, расположение материала и состояние.

Архивисты принимают цифровой мир по мере того, как они преобразуют свои физические фонды в электронные документы. В проектах оцифровки более рельефно проявляются как проблемы общего плана, так и технологические нюансы. Архивисты принимают во внимание физический размер, природу и состояние документов постоянного хранения, поскольку они влияют на характеристики желаемого продукта. Им также следует рассмотреть вопрос о том, могут ли доступные методы конверсии удовлетворить имеющиеся ожидания в отношении результата. С самого начала проекта архивисты должны понимать основы процесса оцифровки.

Понимание основных понятий

В зависимости от особенностей их коллекций и ресурсов, учреждения должны использовать камеры и сканеры наилучшего качества, которые они могут себе позволить, с самым большим динамическим диапазоном и наиболее высоким разрешением. Оцифровка часто передается на аутсорсинг поставщику услуг, что делает ненужной закупку оборудования. Тем не менее, архивистам в любом случае полезно понимать используемые технологии.

Цифровые фотокамеры отличаются от традиционных тем, потому что в них вместо фотоплёнки используется светочувствительный кремниевый чип, называемый датчиком изображения или светочувствительной матрицей (image sensor). Фоточувствительные диоды на поверхности датчика преобразуют проходящий через линзу свет в электрические импульсы, которые измеряются и преобразуются в числа; чем ярче свет, тем сильнее импульс. Сетка элементов изображения, известных как «пиксели», формирует конечное изображение. Для каждого пикселя фиксируются измерения цвета и яркости, которые используются для воссоздания его визуального представления. Информация сохраняется на встроенном в камеру устройстве или на съемной карте памяти, а программное обеспечение интерпретирует данные и отображают их на экране.

В большинстве сканеров сканирующая головка движется вдоль сканируемого материала. У планшетного сканера имеется стеклянный стол, на котором архивисты могут сканировать документ. В пленочных сканерах имеется источник света, который проходит через плёнку и поступает на датчики. Многие планшетные сканеры позиционируются как пригодные для сканирования плёночных слайдов, так как позволяют использовать специальные рамки для фиксации слайдов при сканировании, - однако получаемое при этом разрешение может быть плохим, и проблема усугубляется тем, что слайд хотя и на немного, но отходит от поверхности стеклянного стола.

При работе с цветными негативами сканеры выделяют оттенки цвета, предаваемые со сжатием в тенях. Плотность изображения низкая, поэтому скорость передачи высокая; датчики сканера работают с ярким светом. Кроме того, они убирают оранжевый оттенок цветных материалов для получения реалистичных красок.

Цветные слайды на листах прозрачной плёнки (transparencies), напротив, отличаются высокой плотностью и детальностью цветопередачи, которые сканер должен уловить. В результате для того, чтобы сканировать оба типа материалов, требуются сканеры с большим динамическим диапазоном и высокой глубиной цвета в битах. Как следствие, при сканировании плёнок пленочные сканеры дают лучшие результаты, чем планшетные.

Возможность проведения более глубоких исследований благодаря использованию оцифрованных материалов

Для защиты архивных материалов и для их максимально эффективного использования архивисты применяют различные методы и технологии. Оцифровка является одним из этих методов. Она обеспечивает как максимально широкое использование, так и защиту [оригинальных – Н.Х.] архивных материалов. Однако, при все своих преимуществах, оцифровка - это технический процесс, который должен планироваться и выполняться экспертами, с учётом таких факторов, как особенности архивных материалов и потребности пользователей.

Цифровые изображения выполняют роль суррогатов [аналоговых – Н.Х.] архивных оригиналов и позволяют провести более глубокое их изучение, по сравнению с использованием аналоговых материалов, поскольку ученые могут увидеть трудноразличимые детали. Однако при работе с оцифрованными изображениями пользователи рискуют потерять информацию, которая позволяет им понимать контекст и изменение физического состояния с течением времени.

Мой комментарий: С моей точки зрения, противопоставлять аналоговые оригиналы их электронным копиям (либо результатам специального анализа оригиналов – например, съёмке в ультрафиолетовых или инфракрасных лучах и т.п.) глупо – на самом деле они взаимно дополняют друг друга. Одни аспекты удобнее изучать с помощью цифровых суррогатов, другие – с использованием оригиналов (решая, в том числе, вопросы о создании новых видов цифровых суррогатов!). Важно провести оцифровку так, чтобы исследователи могли полноценно изучать конкретные материалы, по возможности, не обращаясь к архивным оригиналам :)

Марго Ноут (Margot Note)


Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/digitization-basics-for-archivists/  

Комментариев нет:

Отправить комментарий