суббота, 1 октября 2016 г.

Арбитражная практика: РЖД обязали исполнять обязательства, установленные договором об электронном обмене документами


В настоящее время все чаще коммерческие организации заключают между собою договора или соглашения об электронном обмене документами. Лидерами в этом, как правило, являются крупные компании, имеющие тысячи контрагентов, поскольку переход на электронный документооборот дает им возможность значительно повысить эффективность своей работы и сократить издержки.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) уже давно активно использует электронные перевозочные и иные документы при организации перевозок грузов. Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрел в январе 2015 года дело № А43-26269/2014, в котором ООО «Арсенал» предъявило претензии к РЖД на том основании, что то в одностороннем порядке без предупреждения общества изменило договор об электронном обмене документами, в результате этого общество не имело возможности распечатать из системы ЭТРАН оригиналы транспортных железнодорожных накладных, которые были необходимы ему в его деловой деятельности.

Суть спора


В июле 2013 года между ОАО «РЖД» в лице Горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания и ООО «Арсенал» был заключен договор об электронном обмене документами, подписанными электронной цифровой подписью, в порядке, определенном в «Положении об организации электронного документооборота при оформлении перевозочных и/или иных документов с использованием электронной цифровой подписи при организации перевозок грузов, порожних вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД»», утвержденном распоряжением ОАО «РЖД» от 26 ноября 2009 года №2418р.

Согласно договору, стороны осуществляли обмен электронными документами, подписанными ЭЦП, в числе которых был определен и перевозочный документ на перевозку грузов - оригинал транспортной железнодорожной накладной.

Общество просило признать неправомерным отказ ОАО «РЖД» от исполнения обязательств, установленных пунктами 1 и 3 договора об электронном обмене документами, и понудить ОАО «РЖД» к исполнению обязательств, предоставляющих обществу право получения оригинала транспортной железнодорожной накладной на бумажном носителе путем его распечатки через систему ЭТРАН с целью передачи бумажных копий электронных документов третьим лицам, имеющим право на их получение в соответствии с законодательством РФ.

Позиция ООО «Арсенал»

Положение устанавливает, что отображение электронного документа на бумажном носителе осуществляется путем его распечатки на печатающих устройствах исключительно через систему ЭТРАН, а подлинником электронного документа является файл в оговоренном формате, который содержит все необходимые реквизиты документа и электронные цифровые подписи подписавшего его уполномоченных лиц. Сторонам было дано право передавать бумажные копии электронных документов третьим лицам, имеющим право на их получение в соответствии с законодательством РФ.

Однако ОАО «РЖД» не подключило в программу ЭТРАН функцию распечатки грузоотправителем оригиналов транспортных железнодорожных накладных, что было подтверждено распечатками из программы ЭТРАН, приложенными к исковому заявлению.

По мнению общества, договором об электронном обмене документами не предусмотрено отсутствие в программе ЭТРАН функции распечатки грузоотправителем оригиналов транспортных железнодорожных накладных. В результате оно не имеет возможности распечатывать оригиналы транспортных железнодорожных накладных.

Общество утверждало, что ОАО «РЖД» в одностороннем порядке без предупреждения общества изменило пункт 3 договора об электронном обмене документами, в результате этого общество не имеет возможности распечатать из системы ЭТРАН оригиналы транспортных железнодорожных накладных, которые необходимы:
  • Для выполнения требований, установленных статьей 120 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», где для предъявления претензий и исков ОАО «РЖД» грузоотправитель обязан прикладывать оригиналы транспортных железнодорожных накладных. В случае их отсутствия «РЖД» отказывает в рассмотрении претензий, что ведет к невозможности его привлечения к материальной ответственности за допущенные им нарушения (в случае недостачи, повреждения груза в пути, просрочки доставки груза, задержки выдачи груза, возврата провозной платы);

  • Для предъявления претензий и исков в суд по оплате железнодорожного тарифа организациями, которым общество предоставляет услуги по оплате провозной платы с единого лицевого счета общества, открытого в Горьковском ТЦФТО - структурном подразделении ЦФТО - филиале ОАО «РЖД».
В связи с изменением в одностороннем порядке договора об электронном обмене документами общество не может возмещать полученные по вине ОАО «РЖД» и третьих лиц убытки, чем нарушается баланс интересов грузоотправителя и перевозчика.

Позиция ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «РЖД» указало, что согласно «Правилам заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (далее в тексте Правила), транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов:
  • лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

  • лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами, для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры: один экземпляр - для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);

  • лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

  • лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
Иным лицам право на получение документов, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом (договор перевозки груза, заявка на перевозку груза и т.д.), законом не предусмотрено.

В мае 2012 года в автоматизированной системе ЭТРАН были внесены изменения в части выдачи на печать перевозочных документов в соответствии с требованиями «Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом». Для грузоотправителей в печатной форме доступна квитанция о приеме груза к перевозке, для грузополучателя - оригинал транспортной железнодорожной накладной, для операторов и собственников подвижного состава печать перевозочных документов, в которых собственник не является грузоотправителем/грузополучателем или стороной договора перевозки, не предусмотрена.

Позиция Арбитражного суда Нижегородской области


Суд отметил, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В данном случае односторонний отказ не предусмотрен ни законом, ни соглашением сторон.

По мнению суда, при буквальном толковании пункта 1.3 договора об электронном обмене, усматривается, что при осуществлении взаимодействия стороны осуществляют обмен следующими электронными документами, подписанными ЭЦП:
  • заявка на перевозку грузов,

  • перевозочный документ на перевозку грузов (транспортная железнодорожная накладная),

  • перевозочный документ на перевозку собственного порожнего состава,

  • заявление на переадресовку груженного вагона,

  • заявление на переадресовку собственного порожнего состава,

  • учетная карточка,

  • ведомость подачи и уборки вагонов, накопительная ведомость.
Поскольку договор об электронном обмене был заключен в июле 2013 года, и стороны в нем предусмотрели возможность распечатки документов, судом не был принят во внимание довод РЖД о том, что с мая  2012 года в его локальном нормативном правовом акте печать перевозочных документов не предусмотрена. Суд признал неправомерным отказ ОАО «РЖД» от исполнения обязательств и принудил РЖД к исполнению обязательств, установленных договором.

Первый арбитражный апелляционный суд в июле 2015 года оставил без изменения решение Арбитражного суда Нижегородской области, а апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в октябре 2015 года оставил без изменения ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий