вторник, 25 октября 2016 г.

Правила поведения адвокатов в «Интернете»


Активное использование в деловой деятельности информационных технологий, в том числе Интернета и социальных сетей, приводит к тому, что все чаще и чаще устанавливаются правила поведения в них либо для сотрудников организаций, либо для представителей тех или иных профессий. Совет Федеральной палаты адвокатов РФ 28 сентября 2016 года (протокол № 7) утвердил «Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».

При разработке правил Совет руководствовался:
  • Конституцией РФ;

  • Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

  • Кодексом профессиональной этики адвоката.
Совет при разработке Правил также принял во внимание «Международные принципы поведения специалистов в области права в социальных сетях» (International Principles on Social Media Conduct for the Legal Profession, http://www.ibanet.org/Document/Default.aspx?DocumentUid=27ebac25-0d13-4318-a1c4-6b751aca935f ), принятые в 2014 году Советом Международной ассоциации юристов (International Bar Association).

В правилах отмечается, что, вступая в адвокатское сообщество и принося присягу, адвокат добровольно принимает установленные правила поведения, вытекающие из характера и особенностей избранной им профессии. Поведение адвоката в сети «Интернет» как форма его публичной активности должно отвечать тем же требованиям, что и иные его действия в профессиональной сфере, при условии, что очевидна принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу или это недвусмысленно явствует из его поведения (п.1.3).

Правила основаны на Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексе профессиональной этики адвоката. Нарушение адвокатами Правил может расцениваться как нарушение правил адвокатской профессии и норм профессиональной этики и может стать основанием для привлечения к его дисциплинарной ответственности (п.1.4).

При осуществлении адвокатской деятельности с использованием сети «Интернет» адвокат должен принимать во внимание ограничения, которые она налагает в части полноты передачи и восприятия информации, обеспечения ее конфиденциальности и сохранности (п.2.1.2).

Адвокату следует с осторожностью относиться к оказанию юридической помощи, предоставлению профессиональных советов и юридических консультаций, адресованных и/или доступных неопределенному кругу лиц, например, размещению ответов на вопросы пользователей на форумах, в социальных сетях, блогах и прочее (п.2.1.3).

Мой комментарий: Совет, с моей точки зрения, неконструктивный. В упомянутых выше «Международных принципах» четко названы риски (возможность привлечения к ответственности за правовые консультации, повлекшие негативны последствия; либо за нелицензированную в конкретной юрисдикции юридическую практику). При этом для подстраховки обычно вполне достаточно традиционных оговорок, что сказанное отражает личную точку зрения автора и не должно рассматриваться как юридический совет.

Эти ограничения не распространяются на публикации информационного, научного, аналитического, дискуссионного характера об изменениях в законодательстве, судебной практике, юридической науке и прочее (п.2.1.4), а также на передаваемую и получаемую адвокатом информацию, адресованную и доступную определенному кругу лиц (доверителю и иным уполномоченным доверителем лицам), с которыми он взаимодействует в рамках осуществления им адвокатской деятельности (например, электронная переписка, «облачные» и иные хранилища данных и т.п.) (2.1.5).

При установлении контактов и общении в сети «Интернет» адвокат должен проявлять свойственную профессии сдержанность, осторожность и корректность (п.2.2.1).

Не допускается публичное комментирование адвокатами при осуществлении адвокатской деятельности, а равно в качестве личных суждений позиций другого адвоката/представителя по делам, в которых они не участвуют (п.2.2.2).

При комментировании адвокатами конкретных дел необходимо, чтобы такие комментарии не нарушали положений действующего законодательства и прав третьих лиц, а также отвечали требованиям к адвокатам и адвокатской деятельности (п.2.2.3).

Адвокату следует учитывать, что традиции российской адвокатуры несовместимы с публичным порицанием подозреваемых и обвиняемых лиц (п.2.2.4).

Кроме того, документом устанавливаются требования к стилю общения адвокатов в сети (п.2).  Его высказываниям должен быть чужд правовой нигилизм, любой вид агрессии, розни и нетерпимости (п.2.3.1), он обязан вести себя уважительно и не допускать оскорбительного поведения (п.2.3.2).

Любые заявления адвоката в сети, в том числе при обсуждении и разъяснении правовых норм, особенностей судопроизводства, действий его участников, должны быть ответственными, достоверными и не вводить в заблуждение (п.2.3.3).

Публичное размещение информации в сети следует рассматривать как поведение высокой степени риска в части обеспечения ее конфиденциальности (п.2.4.1). Адвокаты должны постоянно проверять свои интернет-ресурсы на наличие посторонней информации (п.2.4.2).

Мой комментарий: Говоря по-русски, адвокат должен отслеживать возможные взломы своих учетных записей в сетевых ресурсах.

Адвокату следует исходить из того, что использование параметров максимальной конфиденциальности любой учетной записи в сети «Интернет» не гарантирует полную защиту размещенной информации (п.2.4.3).

Адвокатам следует относиться к подписанию коллективных писем и обращений, а также к участию в иных коллективных акциях в сети с разумной сдержанностью и с неукоснительным соблюдением принципов и норм профессионального поведения и традиций российской адвокатуры (п.2.5.1).

Адвокату не следует делать заявлений в сети «Интернет» от имени адвокатской корпорации и выдавать свое мнение за общее мнение адвокатского сообщества (п.2.5.2).

Мой комментарий: Набор требований к адвокатам достаточно своеобразный, но он отражает текущую ситуацию, которую Совет Федеральной палаты адвокатов хотел бы изменить, а именно то, что многие адвокаты, активно работая в Интернете, не всегда учитывают риски раскрытия конфиденциальной информации, да и не особенно сдерживаются в своих суждениях.

Адвокат обязан создать условия и принять все разумные меры для максимальной защиты любой информации, получаемой и передаваемой им через сеть «Интернет», в том числе переписки, документов и любой другой информации, составляющей предмет адвокатской тайны (п.4.10)

Размещение информации, связанной с осуществлением адвокатской деятельности, в публичном доступе в сети «Интернет» без предварительного письменного согласия доверителя не допускается (п.4.2).

Требования настоящих Правил распространяются на использование сети «Интернет» адвокатскими образованиями (п.5.1).

Руководители адвокатских образований должны довести настоящие Правила до всех адвокатов и сотрудников, определить ответственных за ведение сайта (страницы) адвокатского образования и контролировать соблюдение Правил (п.5.2).

Мой комментарий: Как мне кажется, Совету федеральной палаты адвокатов следовало бы поменьше теоретизировать «о высоком», постоянно упирая при этом на свой кодекс поведения. Проще порекомендовать в конце любых публикаций/постов в сети писать фразу, которую практически всегда пишут их американские коллеги: что данный пост не является правовой консультацией, и что для решения своих конкретных проблем следует обратиться к юристу.

Источник: Сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации
http://www.fparf.ru/documents/council_documents/council_recommendations/28316/

1 комментарий:

  1. Комментарии к Правилам https://advrb.ru/advokatura/kommentarii-ekspertov-k-pravilam-povedeniya-advokatov-v-internete.html

    ОтветитьУдалить