вторник, 4 октября 2016 г.

Совет по архивному делу обсудил вопрос об оказании архивами государственных и муниципальных услуг


20 сентября 2016 года в Самаре прошло заседание Совета по архивному делу при Росархиве. С докладом «О деятельности архивных учреждений Российской Федерации по оказанию государственных и муниципальных услуг» выступил начальник Управления комплектования, обеспечения сохранности, учета и использования Федерального архивного агентства А.В.Юрасов. Доклад был подготовлен на основе анализа результатов анкетирования деятельности архивных учреждений РФ по оказанию государственных и муниципальных услуг в 2011–2015 гг., проведенного Росархивом при участии уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела.

Отмечу, что были сообщены интересные, в том числе статистические данные, характеризующие деятельность российских архивов на современном этапе.

В докладе было затронуто несколько очень важных, с моей точки зрения, вопросов, решения по которым непосредственно повлияют на развитие архивной отрасли в нашей стране:
  • Состав государственных и муниципальных услуг, которые оказывают архивы;

  • Исполнение архивами социально-правовых и тематических запросов;

  • Обеспечение доступа к архивным документам;

  • Использование единых информационных систем в архивной отрасли
Вопрос об оказании архивами государственных услуг не так прост, как кажется на первый взгляд. Проведенный ВНИИДАД в 2013 году анализ административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг в субъектах РФ выявил 255 наименований услуг, оказываемых архивными учреждениями в регионах, при этом:
  • 70% услуг относится к использованию документов, точнее, к исполнению запросов и обеспечению доступа к архивным документам, их копиям и справочно-поисковым средствам к ним;

  • 27% – к комплектованию архивов и экспертизе ценности документов;

  • 3% – к обеспечению сохранности документов и другим направлениям деятельности архивных учреждений.

В докладе был поднят вопрос о том, какие же виды архивной деятельности являются услугами, а какие нет. А.В.Юрасов считает, что «при проведении разграничения между «услугами» и «работами» нужно исходить из определения терминов «государственная услуга» и «муниципальная услуга», данных в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»».

Мой комментарий: Согласно закону, услуги оказываются по запросам заявителей.

А.В.Юрасов отметил, что закон дает ключевое отличие «услуги» от «работы»: услуге обязательно предшествует запрос заявителя, при этом результатом ее оказания является ответ заявителю в той или иной форме. Исходя из этого, по его мнению, к государственным (муниципальным) услугам в области архивного дела безусловно можно отнести две:
  • Оказание информационных услуг на основе архивных документов, т.е. исполнение социально-правовых и тематических запросов;

  • Обеспечение доступа к архивным документам, их копиям и справочно-поисковым средствам к ним (в самом широком понимании этого слова).
Именно они, по предложению Росархива, вошли в базовый (отраслевой) перечень услуг и работ в сфере «Культура, кинематография, архивное дело, туризм», утвержденный приказом Минкультуры России от 30.05.2016 № 1197.


Отмечается, что «все остальные услуги, которые в той или иной мере оказываются архивными учреждениями (например, проведение выставок, подготовка печатных изданий и т.п.), можно найти в других базовых (отраслевых) перечнях услуг и работ федеральных органов исполнительной власти».
Для справки: Приказ Минфина России от 16 июня 2014 года № 49н «Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ»

14. Государственные (муниципальные) услуги (работы), осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенные к иным видам деятельности
Как рассказал А.В.Юрасов, Минфин уведомил о том, что с 1 января 2017 г. действие базового перечня по разделу 14, в который входили многие нужные архивам виды услуг и работ (проведение выставок, конференций, копирование и др.), будет прекращено.

Он отметил, что при этом «государственное задание субъекта Российской Федерации или муниципальное задание архивам при формировании в единой государственной информационной системе «Электронный бюджет» волей-неволей ориентируется исключительно на те услуги и работы, которые включены в базовые (отраслевые) перечни, на что указывает и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151».
Для справки: Постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)» (п.4) установлено, что его положения применяются при формировании государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Мой комментарий: Фактически вопрос встал, в первую очередь, о деньгах, которые архивам выделяются из государственного бюджета, и есть риск того, что эти и без того не очень большие средства могут быть урезаны.

Поскольку Указом Президента РФ от 22.06.2016 № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» Росархив наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, утверждение самостоятельного базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг и работ в сфере «Архивное дело» становится, по словам докладчика, одной из первоочередных задач агентства.

Письмо о выделении архивных услуг в отдельный вид деятельности «Архивное дело» и внесении изменений в Перечень видов деятельности, по которым федеральные органы исполнительной власти формируют базовые (отраслевые) перечни было направлено Росархивом в Минфин 1 сентября 2016 года. Проект соответствующего приказа Минфина уже подготовлен и Росархивом завизирован.

В этой связи А.В.Юрасов предложил коллегам подумать над составом оказываемых архивами услуг; в том числе и о том, являются ли такие направления деятельности как прием дел на хранение, проведение экспертизы ценности и рассекречивание архивных документов «услугами», поскольку они производятся не столько по обращениям граждан и организаций, сколько в плановом порядке.

В соответствии с требованиями федерального закона № 210-ФЗ Росархиву предстоит разработать новые административные регламенты по предоставлению государственных услуг и стандарты их предоставления с последующим включением их в Федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», взамен прежних услуг, информация о которых размещена в настоящее время на официальном сайте www.gosuslugi.ru:
  • Организация информационного обеспечения пользователей на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

  • Организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства.
Мой комментарий: Еще в 2013 году вставал вопрос о том, что Росархив оказывает всего две государственные услуги (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2013/06/blog-post_11.html ) и этот факт использовался в качестве аргумента в пользу его ликвидации (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/blog-post_2612.html ).

В докладе был затронут и ещё один интересный вопрос: «Подпадают ли услуги в области архивного дела под действие федерального закона № 210-ФЗ?».

Интересно, что ведомство считает, что «формально - нет», обосновывая свою позицию письмом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № ДО9-1927 об исключении Росархива из Информационной системы контроля выполнения мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с федеральным законом № 210-ФЗ (п. 11 ч. 6 ст. 7).

Мой комментарий: На самом деле исключение Росархива из информационной системы было связано не с тем, что услуги в области архивного дела не являются государственными, а с тем, что в тот период было принято решение в первую очередь налаживать информационное взаимодействие ведомств при оказании наиболее массовых и востребованных государственных услуг, которые могут в короткие сроки дать максимальный и видимый эффект, - тем более что услуги Росархива в основном связаны с использованием архивных бумажных документов.

По мнению А.В.Юрасова, это исключение «создает для архивов максимально щадящие условия по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид», но это ограничение временное».

Мой комментарий: Возможно, это и так, но, с другой стороны, архивы потеряли три года, не занимаясь вопросами электронного взаимодействия и электронного документооборота.

Докладчик отметил, что «необходимо стремиться к полноценному использованию всех механизмов, предусмотренных законом, в том числе по взаимодействию с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), использованию систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), предоставлению услуг в электронной форме и др.».

Мой комментарий: Мне кажется, заниматься выяснением вопроса о том, какие виды работ архива являются государственными услугами, а какие нет, не имеет никакого смысла, если финансирование (и применяемые за недостатки в работе наказания) от этого не меняется. Однако я бы серьезно подумала над самими названиями услуг, чтобы они звучали более современно и содержали слова, которые подчеркивали их важность и нужность для общества.

Источник: Сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/report-yurasov-2016-sovet.shtml

1 комментарий:

  1. О каком взаимодействии с МФЦ идет речь? Это абсолютно убогая структура. Приходит господин Петров в МФЦ и говорит мне нужно подтвердить стаж в ООО "Рога и копыта". И что ограниченный во всех отношениях работник МФЦ должен сделать с его запросом?
    А электронный сервисы сайта госуслуг, да там сам черт ногу сломит, так бездарно они выполнены. Хотя как раз эти сервисы и нужно развивать в первую очередь. Потому что это современно, удобно и выгодно. Но ...

    ОтветитьУдалить