четверг, 29 июля 2021 г.

Реализация концепции «одного окна» представления отчетности

Федеральный закон от 2 июля 2021 года №352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят, по мнению авторов, «в целях завершения реализации концепции «одного окна» представления отчетности».

Для  справки: Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»» в федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесены изменения, согласно которым, начиная с отчетности за 2020 год, все субъекты экономической деятельности обязаны предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Отчетность теперь будет представляться организациями только в один адрес: в зависимости от вида экономической деятельности, либо в налоговый орган, либо в Банк России (для кредитных и некредитных финансовых организаций, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору).

Одновременно была отменена обязанность организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики.

Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности был утвержден приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. №ММВ-7-1/569@).

С 1 января 2020 г. ФНС России осуществляет формирование и ведение общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО). К информации, содержащейся в этом ресурсе, обеспечен свободный доступ всем заинтересованным лицам, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.

В ГИРБО не включается бухгалтерская (финансовая) отчетность:

  • Организаций бюджетной сферы;

  • Банка России;

  • Религиозных организаций;

  • Организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;

  • Организаций в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. №35.

Принятым законом вносятся изменения в ряд федеральных законов, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять бухгалтерскую отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и устанавливающие порядок получения государственными органами этих документов из ГИРБО. Закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «все государственные органы могут получать финансовую отчетность и аудиторские заключения о ней из ГИРБО, начиная с отчетности за 2019 год. При этом уже сейчас в силу положений отдельных федеральных законов в некоторых случаях предусмотрено получение государственными органами указанных документов из ГИРБО, а не от организаций непосредственно». Это касается следующих законов:

  • Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (пункт 2 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 7.1), в соответствии с которыми органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, при предоставлении таких услуг не вправе требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов;

  • Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (часть 8 статьи 7), в соответствии с которыми органы государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок запрашивают и получают от иных государственных органов документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством РФ перечень.

Поскольку другие федеральные законы содержали требования представления организациями в адрес федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, то это «приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, а также дублированию функций государственных органов по получению и обработке такой отчетности».

Законом в ряд федеральных законов внесены изменения, которые отменяют обязанности организаций представлять отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и предусматривают получение государственными органами этих документов из ГИРБО.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=389143
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=202422

Комментариев нет:

Отправить комментарий