воскресенье, 25 июля 2021 г.

Судебная практика: Сбербанк уволил инкассатора, воспользовавшись его электронной подписью, часть 2

(Продолжение, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2021/07/1_01144573757.html )

Позиция Металлургического районного суда г. Челябинска

Суд отметил, что по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований и доводов сотрудника и возражений работодателя относительно иска и особенностей, регулирующих спорные отношения норм материального права, являлись следующие обстоятельства:

  • Имелось ли взаимное добровольное согласие сторон трудового договора на его прекращение при подписании соглашения;

  • Не оказывалось ли со стороны работодателя давление на работника, принуждение его к увольнению с формулировкой основания увольнения «по соглашению сторон» без возможности его дальнейшей отмены, а также

  • Факт самостоятельного подписания сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору своей электронной подписью.

Для начала суд внимательно изучил локальную нормативную базу Сбербанка, регламентирующую обмен документами в системе внутреннего документооборота между работником и работодателем. Правила внутреннего трудового распорядка ПАО Сбербанк регламентируют деятельность подразделений, должностных лиц и работников Банка, распространяются на всех работников банка, состоящих с банком в трудовых отношениях и являются обязательными к исполнению.

Обмен документами в системе внутреннего документооборота между работником и работодателем при реализации прав и обязанностей в рамках трудовых отношений осуществляется также в электронном виде с применением электронной подписи, принадлежащей каждому из участников электронного документооборота (ЭДО) – уполномоченному лицу работодателя или работнику. В целях предоставления работникам возможности перехода на обмен документами в электронном виде работодатель организует сервисы самообслуживания, которые позволяют работнику, в том числе, но, не ограничиваясь, подписывать документы, связанные с трудовыми отношениями, осуществлять подачу заявлений и ознакомление с документами, формировать запросы на получение документов, связанных с работой, в системе ЭДО с использованием своей электронной подписи.

Порядок ЭДО в части реализации прав и обязанностей в трудовых отношениях работодатель определяет внутренним нормативным документом.

В ПАО Сбербанк действует «Внутренний стандарт электронного кадрового документооборота» от 16.03.2016 №4026, который разработан в целях определения основных принципов электронного кадрового документооборота в банке в условиях функционирования АС SAP HR (Система кадрового электронного документооборота) и устанавливает процедуры взаимодействия участников электронного документооборота в рамках оформления и регулирования трудовых отношений в электронном виде с применением электронной подписи. Стандарт регламентирует процедуру формирования кадровых документов в электронном виде с использованием электронной подписи, ознакомления и/или обмена электронными документами в АС SAP HR, распространяет своё действие на всех работников Банка, состоящих с Банком в трудовых отношениях, и является обязательным к исполнению.

Под кадровым документом в электронном виде в стандарте понимается структурированная совокупность данных, относящаяся к кадровому документообороту, обрабатываемая с использованием информационных технологий, включающая установленный набор реквизитов, в том числе реквизиты, содержащие регистрационные данные документа и усиленную неквалифицированную электронную подпись (п.п. 2.1.2 стандарта).

При необходимости подписания электронного документа работником, последнему в личный кабинет в SAP и в Outlook приходит сообщение о необходимости подписания соответствующего документа.

Согласно п.п. 2.1.4 стандарта, к электронным кадровым документам, оформляемым в рамках трудовых отношений, относятся кадровые приказы (распоряжения), подписываемые электронной подписью представителя работодателя и создаваемые автоматически электронные документы об ознакомлении с ними, подписанные электронной подписью работника, в том числе приказы об увольнении. К электронным кадровым документам также относятся дополнительные соглашения к Трудовым договорам, подписываемые электронной подписью руководителя и автоматически создаваемые электронные документы об ознакомлении с ними, подписанные электронной подписью работника.

Для создания электронной подписи (ЭП) используется уникальная последовательность символов – ключ ЭП. С ним связан ключ проверки ЭП. Его выдает Удостоверяющий центр в виде электронного документа и, при необходимости, в виде документа на бумажном носителе. Под Удостоверяющим центром понимается АС удостоверяющего центра банка, с помощью сервисов самообслуживания которой осуществляется создание и выдача работникам банка сертификатов ключей проверки ЭП в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Усиленная электронная подпись (УЭП) признается аналогом собственноручной подписи после заключения соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающего условия признания электронного документа с УЭП равнозначным собственноручно подписанному бумажному документу. Каждый работник должен лично подписать соглашение о присоединении к условиям электронного взаимодействия в ПАО Сбербанк.

Между ПАО Сбербанк и сотрудником 18 мая 2016 года было заключено соглашение о присоединении к условиям электронного взаимодействия в ПАО Сбербанк.

Сотрудник был ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка и Внутренним стандартом электронного кадрового документооборота, что подтверждается его подписью.

При использовании УЭП в рамках трудовых отношений работники банка обязаны:

  • Не допускать использование принадлежащих им личных (недоверяемых) ключей ЭП другими лицами;

  • Незамедлительно уведомлять Службу информационной безопасности банка и непосредственного руководителя о нарушении конфиденциальности ключа ЭП;

  • Не использовать ключ ЭП при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;

  • Подписывать все указанные в настоящем стандарте кадровые электронные документы своей ЭП.

Руководители обеспечивают сейфами либо шкафами индивидуальных сейфовых ячеек работников своего подразделения для хранения ключей ЭП.

В соответствии с п.п. 10.16 стандарта №4547 место для индивидуальных средств хранения (ИСХ) оборудуются металлическими шкафами (сейфами) с одноключевыми ячейками, которые закрепляются за каждым инкассаторским работником и предназначены для хранения личных печатей (штампов), пломбиров, другого имущества и документов.

Дубликаты ключей от ИСХ упаковываются в отдельный мешок, который опечатывается (пломбируется) руководителем ПИ ОО КИЦ и снабжается ярлыком с указанием количества ключей, даты упаковки и подписью руководителя с расшифровкой. Указанный мешок помещается на хранение в сейф дежурного инкассатора и учитывается в журнале. О каждом факте выдаче руководителю мешка, в журнале делается соответствующая запись.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2021/07/3.html )

Источник: Сайт Металлургического районного суда г. Челябинска
https://metal--chel.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=276732388&delo_id=1540005&new=&text_number=1  
https://oblsud--chel.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=19116687&case_uid=82f7a604-5f7e-4f51-a6c3-53876a812b38&delo_id=5&new=5
Уникальный идентификатор дела - 74RS0005-01-2021-000058-24

Комментариев нет:

Отправить комментарий