среда, 28 июля 2021 г.

Методические рекомендации по порядку обмена электронными документами между хозяйствующими субъектами или физическими лицами

Федеральная налоговая служба подготовила «Методические рекомендации по порядку обмена электронными документами между хозяйствующими субъектами или физическими лицами», которые устанавливают процедуры взаимодействия участников электронного документооборота при обмене электронными документами с применением электронной подписи и носят рекомендательный характер (п.1.1).

Содержание документа следующее:

1. Общие положения

2. Основные понятия

3. Обмен электронными документами без участия операторов электронного документооборота

4. Обмен электронными документами через операторов электронного документооборота

Взаимодействие участников электронного документооборота при обмене электронными документами, формируемыми при планировании, осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельных видов юридических лиц, а также при исполнении государственных и муниципальных контрактов и договоров, осуществляется в соответствии с положениями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и законодательством о закупках отдельных видов юридических лиц.

Участниками электронного документооборота являются (п.1.2):

  • Хозяйствующие субъекты или физические лица-отправители ЭД;

  • Хозяйствующие субъекты или физические лица-получатели ЭД;

  • Оператор электронного документооборота отправителя;

  • Оператор электронного документооборота получателя.

Обмен электронными документами между участниками может осуществляться (п.1.3):

  • Через оператора ЭД;

  • Иным согласованным отправителем и получателем способом;

  • В случае обмена электронными документами, формируемыми в рамках закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельных видов юридических лиц, - в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и законодательством о закупках отдельных видов юридических лиц.

Порядок обмена электронными документами между участниками без участия оператора ЭД может осуществляться:

  • В соответствии с соглашением, если иное не определено законодательством или иным нормативным правовым актом. При использовании усиленной квалифицированной электронной подписи заключение соглашения не требуется. Обмен документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, может осуществляться в целом без заключения соглашения;

  • В случае обмена электронными документами, формируемыми в рамках закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельных видов юридических лиц, в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и законодательством о закупках отдельных видов юридических лиц.

Соглашение может предусматривать: 

  • Перечень форматов ЭД, подлежащих обмену;

  • Способ направления и получения ЭД;

  • Виды электронных подписей, используемых при создании ЭД;

  • Порядок проверки электронных подписей, используемых при создании ЭД;

  • Порядок уведомления о результатах проведенных проверок электронной подписи и ЭД;

  • Перечень лиц, ответственных за организацию направления и получения ЭД;

  • Способ подтверждения отправления и получения ЭД;

  • Требования к обеспечению конфиденциальности передаваемых ЭД;

  • Факт доставки ЭД (в том числе с применением уведомления о получении);

  • Форс-мажорные обстоятельства.

Операторы электронного документооборота руководствуются размещенной на сайте ФНС технологией обмена юридически значимыми электронными документами между операторами (п.1.4).

Электронные документы, которыми обмениваются участники ЭД в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, могут быть подписаны любым согласованным отправителем и получателем видом электронной подписи, за исключением отдельных типов документов, к которым нормативными правовыми актами установлены специальные требования (п.1.5).

Обмен электронными документами между участниками ЭД может осуществляться в зашифрованном виде или незашифрованном виде за исключением случаев, когда законодательством или нормативными правовыми актами урегулировано применение шифрования. Шифрование не допускается при наличии в договоре между оператором и участником ЭД условий о проведении оператором ЭД проверки электронных документов(п.1.7).

Очередность направления и подписания многосторонних электронных документов определяется по согласованию участников ЭД, за исключением случаев, когда законодательством или нормативными правовыми актами определена такая очередность (п.1.8).

При обмене многосторонними документами допускается использование только одного канала взаимодействия (п.1.9):

  • С применением оператора электронного документооборота;

  • Согласованным участниками способом без участия оператора электронного документооборота.

При этом финальная версия электронного документа, подписанная всеми участниками, должна быть получена каждой стороной.

При обмене документами без участия ОЭД участникам информационного взаимодействия рекомендуется предусматривать в соглашении стандартные стадии работы с документами (п.3.1).
 
В случае обмена электронными документами через ОЭД, участники ЭД (п.4.1):

  • Заключают договор с ОЭД;

  • Оформляют и предоставляют ОЭД заявление об участии в электронном документообороте;

  • Получают у ОЭД идентификатор участника ЭД, реквизиты доступа и другие данные, необходимые для подключения к ЭД.

Мой комментарий: Символично, что именно ФНС готовит такие рекомендации, а не Росархив. Отмечу, что в данном случае ФНС дает рекомендации не только как работать с операторами ЭДО, но и как организовать процесс электронного документооборота без их участия.
 
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=387838

Комментариев нет:

Отправить комментарий