Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2022 года №279 утверждено Положение о государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов»».
Положение определяет:
- Цели и задачи создания государственной информационной системы;
- Состав и назначение подсистем платформы;
- Функции платформы;
- Участников платформы и их полномочия;
- Принципы обеспечения защиты информации, содержащейся в платформе.
Под подлинником архивного документа в электронном виде в данном Постановлении понимается документированная информация, представленная в электронной форме, которая может быть идентифицирована и подлежит хранению в силу значимости указанной информации для граждан, общества и государства (п.2).
Мой комментарий: Я не понимаю, зачем эту безграмотную ахинею включили в текст нормативно-правового акта. С моей точки зрения, такое определение понятия «подлинник» является неверным и может только запутать тех, кто будет на него опираться.
В дипломатике под подлинником понимают впервые созданный, завершённый и имеющий юридическую силу экземпляр (или идентичные экземпляры) документа. К сожалению, в российском законодательстве и стандартах внятных определений понятий «подлинник» и «оригинал» нет… Об этих терминах также см. мой пост http://rusrim.blogspot.com/2018/06/1_21.html
Платформа создаётся в целях обеспечения возможности постоянного и временного хранения, поиска и обработки подлинников (глупость, которую могли написать лишь люди, никогда не видевшие своими глазами фонды архивов. В архивах хранится немало копий. – Н.Х.) архивных документов в электронном виде с обеспечением их сохранности, аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения (п.3).
Задачей создания платформы является автоматизация процессов комплектования, регистрации, хранения, обработки и использования подлинников архивных документов в электронном виде, включая, в том числе, разработку справочно-поисковых средств платформы, обеспечивающих поиск и обработку указанных документов (п.4).
Платформа включает (п.5):
- Подсистему «Архив», основанную на разработанном программном обеспечении «Типовое решение «Архив», предназначенную для автоматизированного комплектования и временного хранения подлинников архивных документов в электронном виде до передачи их на постоянное хранение либо уничтожения в установленном порядке;
- Подсистему «Центр хранения электронных документов», основанную на разработанном программном обеспечении «Типовое решение «Платформа «Центр хранения электронных документов», предназначенную для комплектования, регистрации, хранения, обработки и использования подлинников архивных документов в электронном виде.
Платформа обеспечивает выполнение следующих функций (п.6):
- Автоматизированное комплектование подлинников архивных документов в электронном виде, их прием-передача для хранения, автоматизированная проверка состава и целостности передаваемых на хранение документов;
- Регистрация подлинников;
- Хранение подлинников;
- Обеспечение сохранности, аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения;
- Обеспечение непрерывной процедуры подтверждения аутентичности подлинников, подлежащих постоянному хранению;
- Обеспечение возможности использования подлинников, в том числе предоставление подлинников или их копий по запросам участников платформы;
- Обработка подлинников;
- Обеспечение возможности интеграции с другими государственными информационными системами для осуществления информационного обмена данными;
- Защита информации от несанкционированного доступа, искажения, удаления или блокирования.
Участниками платформы являются (п.7):
- Оператор платформы - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- Уполномоченный орган - Федеральное архивное агентство и подведомственные ему организации;
- Федеральные органы исполнительной власти.
Оператор осуществляет следующие функции (п.8):
- Создание, развитие, обеспечение эксплуатации платформы, в том числе с использованием технических (аппаратных) средств, предоставляемых уполномоченным органом и (или) его подведомственными организациями на основании совместных ведомственных актов о предоставлении технических (аппаратных) средств;
- Подключение федеральных органов исполнительной власти к платформе;
- Обеспечение технической поддержки функционирования платформы;
- Разработка регламентов и требований к информационной и технической поддержке функционирования платформы;
- Согласование функциональных требований к платформе;
- Разработка технических требований к созданию, развитию и эксплуатации платформы, к защите информации, содержащейся в платформе;
- Разработка правил и требований к интеграции платформы с другими государственными информационными системами для осуществления информационного обмена данными.
Росархив осуществляет следующие функции (п.9):
- Формирование функциональных требований к созданию, развитию и эксплуатации платформы;
- Методическое обеспечение использования платформы;
- Использование платформы в целях реализации возложенных на него полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти используют платформу для исполнения возложенных на них полномочий в соответствии с установленными требованиями (п.10).
Платформа не предназначена для работы с информацией, составляющей государственную тайну (п.11).
Технические (аппаратные) и программные средства платформы будут обеспечивать (п.15):
- Защиту информации, содержащейся в платформе, в том числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;
- Применение усиленной квалифицированной электронной подписи при направлении на хранение подлинников, а также возможность проверки подлинности электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации;
- Разграничение прав доступа пользователей платформы;
- Ведение электронных журналов учета операций, выполненных с использованием технических (аппаратных) и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по направлению, хранению и удалению подлинников, с возможностью фиксации точного времени, указанных действий и сведений о пользователях, осуществивших операцию в платформе;
- Распределенное резервное хранение подлинников;
- Поиск подлинников по их реквизитам.
Мой комментарий: Вся идеологическая часть проекта возложена на Росархив, и от того, как будет проработана концепция организация хранения электронных документов, во многом будет зависеть не только судьба самого ЦХЭД, но и судьба государственных электронных документов. Откровенно говоря, я не верю в способность ведомства разработать разумную жизнеспособную концепцию, и уповаю лишь на то, что, по мере выявления на практике её дефектов, эти дыры будут своевременно «штопаться».
Мне не нравится, что в документ заложена идеология «проверки подлинности электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации», поскольку в случае проведения конверсии документов в другие форматы, в связи с устареванием исходных форматов, осуществить такую проверку будет уже невозможно – поэтому, помимо всего остального, необходимо продумывать и иные методы обеспечения юридической значимости электронных документов длительных сроков хранения.
Не нравится мне и то, что в тексте постановления речь идет только о «подлинниках архивных документов в электронном виде», а не об архивных документах, к числу которых могут относиться и разного рода копии.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=410802
Комментариев нет:
Отправить комментарий