среда, 16 марта 2022 г.

Положение о государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов»

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2022 года №279 утверждено Положение о государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов»».

Положение определяет:

  • Цели и задачи создания государственной информационной системы;

  • Состав и назначение подсистем платформы;

  • Функции платформы;

  • Участников платформы и их полномочия;

  • Принципы обеспечения защиты информации, содержащейся в платформе.

Под подлинником архивного документа в электронном виде в данном Постановлении понимается документированная информация, представленная в электронной форме, которая может быть идентифицирована и подлежит хранению в силу значимости указанной информации для граждан, общества и государства (п.2).

Мой комментарий: Я не понимаю, зачем эту безграмотную  ахинею включили в текст нормативно-правового акта. С моей точки зрения, такое определение понятия «подлинник» является неверным и может только запутать тех, кто будет на него опираться.

В дипломатике под подлинником понимают впервые созданный, завершённый и имеющий юридическую силу экземпляр (или идентичные экземпляры) документа. К сожалению, в российском законодательстве и стандартах внятных определений понятий «подлинник» и «оригинал» нет… Об этих терминах также см. мой пост
http://rusrim.blogspot.com/2018/06/1_21.html

Платформа создаётся в целях обеспечения возможности постоянного и временного хранения, поиска и обработки подлинников (глупость, которую могли написать лишь люди, никогда не видевшие своими глазами фонды архивов. В архивах хранится немало копий. – Н.Х.) архивных документов в электронном виде с обеспечением их сохранности, аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения (п.3).

Задачей создания платформы является автоматизация процессов комплектования, регистрации, хранения, обработки и использования подлинников архивных документов в электронном виде, включая, в том числе, разработку справочно-поисковых средств платформы, обеспечивающих поиск и обработку указанных документов (п.4).

Платформа включает (п.5):

  • Подсистему «Архив», основанную на разработанном программном обеспечении «Типовое решение «Архив», предназначенную для автоматизированного комплектования и временного хранения подлинников архивных документов в электронном виде до передачи их на постоянное хранение либо уничтожения в установленном порядке;

  • Подсистему «Центр хранения электронных документов», основанную на разработанном программном обеспечении «Типовое решение «Платформа «Центр хранения электронных документов», предназначенную для комплектования, регистрации, хранения, обработки и использования подлинников архивных документов в электронном виде.

Платформа обеспечивает выполнение следующих функций (п.6):

  • Автоматизированное комплектование подлинников архивных документов в электронном виде, их прием-передача для хранения, автоматизированная проверка состава и целостности передаваемых на хранение документов;

  • Регистрация подлинников;

  • Хранение подлинников;

  • Обеспечение сохранности, аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения;

  • Обеспечение непрерывной процедуры подтверждения аутентичности подлинников, подлежащих постоянному хранению;

  • Обеспечение возможности использования подлинников, в том числе предоставление подлинников или их копий по запросам участников платформы;

  • Обработка подлинников;

  • Обеспечение возможности интеграции с другими государственными информационными системами для осуществления информационного обмена данными;

  • Защита информации от несанкционированного доступа, искажения, удаления или блокирования.

Участниками платформы являются (п.7):

  • Оператор платформы - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

  • Уполномоченный орган - Федеральное архивное агентство и подведомственные ему организации;

  • Федеральные органы исполнительной власти.

Оператор осуществляет следующие функции (п.8):

  • Создание, развитие, обеспечение эксплуатации платформы, в том числе с использованием технических (аппаратных) средств, предоставляемых уполномоченным органом и (или) его подведомственными организациями на основании совместных ведомственных актов о предоставлении технических (аппаратных) средств;

  • Подключение федеральных органов исполнительной власти к платформе;

  • Обеспечение технической поддержки функционирования платформы;

  • Разработка регламентов и требований к информационной и технической поддержке функционирования платформы;

  • Согласование функциональных требований к платформе;

  • Разработка технических требований к созданию, развитию и эксплуатации платформы, к защите информации, содержащейся в платформе;

  • Разработка правил и требований к интеграции платформы с другими государственными информационными системами для осуществления информационного обмена данными.

Росархив осуществляет следующие функции (п.9):

  • Формирование функциональных требований к созданию, развитию и эксплуатации платформы;

  • Методическое обеспечение использования платформы;

  • Использование платформы в целях реализации возложенных на него полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти используют платформу для исполнения возложенных на них полномочий в соответствии с установленными требованиями (п.10).

Платформа не предназначена для работы с информацией, составляющей государственную тайну (п.11).

Технические (аппаратные) и программные средства платформы будут обеспечивать (п.15):

  • Защиту информации, содержащейся в платформе, в том числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

  • Применение усиленной квалифицированной электронной подписи при направлении на хранение подлинников, а также возможность проверки подлинности электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации;

  • Разграничение прав доступа пользователей платформы;

  • Ведение электронных журналов учета операций, выполненных с использованием технических (аппаратных) и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по направлению, хранению и удалению подлинников, с возможностью фиксации точного времени, указанных действий и сведений о пользователях, осуществивших операцию в платформе;

  • Распределенное резервное хранение подлинников;

  • Поиск подлинников по их реквизитам.

Мой комментарий: Вся идеологическая часть проекта возложена на Росархив, и от того, как будет проработана концепция организация хранения электронных документов, во многом будет зависеть не только судьба самого ЦХЭД, но и судьба государственных электронных документов. Откровенно говоря, я не верю в способность ведомства разработать разумную жизнеспособную концепцию, и уповаю лишь на то, что, по мере выявления на практике её дефектов, эти дыры будут своевременно «штопаться».

Мне не нравится, что в документ заложена идеология «проверки подлинности электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации», поскольку в случае проведения конверсии документов в другие форматы, в связи с устареванием исходных форматов, осуществить такую проверку будет уже невозможно – поэтому, помимо всего остального, необходимо продумывать и иные методы обеспечения юридической значимости электронных документов длительных сроков хранения.

Не нравится мне и то, что в тексте постановления речь идет только о «подлинниках архивных документов в электронном виде», а не об архивных документах, к числу которых могут относиться и разного рода копии.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=410802

Комментариев нет:

Отправить комментарий