суббота, 5 марта 2022 г.

Росстандарт: Опубликован ГОСТ Р 59870-2021 «Цифровой университет. Общие положения»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в январском 2022 года разделе ( http://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=1&year=2022 ) выложен новый стандарт ГОСТ Р 59870-2021 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Цифровой университет. Общие положения» объёмом 16 страниц, вступивший в силу 01.02.2022 года, см. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=232268

Стандарт разработан Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ») с участием Ассоциации «Цифровые инновации в машиностроении» (АЦИМ): внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Во вводной части стандарта отмчесается:

«Развитие средств информационно-коммуникационных технологий в образовании в сочетании с современными методами и средствами автоматизации управления образовательных организаций высшего образования обусловило переход к новой модели цифрового университета, ориентированной на системное применение цифровых технологий и обеспечение внутренней и внешней интероперабельности цифровой среды университета в рамках развития цифровой научно-образовательной среды. Реализация новой модели предопределяет необходимость стандартизации концептуальной модели и архитектуры цифрового университета, структуры бизнес-процессов и систем автоматизации для обеспечения системного менеджмента по основным направлениям деятельности цифрового университета.

Требования настоящего стандарта обеспечивают возможность для унификации применяемых технических и организационных решений по практической реализации новой модели цифрового университета и его интеграции в цифровую научно-образовательную среду, являющуюся важным компонентом национальной цифровой экономики.

Требования настоящего стандарта применимы ко всем образовательным организациям высшего образования независимо от профиля деятельности (технический, технологический, гуманитарный и др.) и статуса (университет, академия, институт), а также к корпоративным университетам, создаваемым в организациях, холдингах и корпорациях для целей развития компетенций и квалификации персонала.

… Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к цифровому университету и определяет основополагающие принципы, основные функции и структуру системы цифрового университета как ключевого компонента цифровой научно-образовательной среды.

Общие положения настоящего стандарта применимы на этапах идеи, заказа, проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и добровольной сертификации цифровых технологий, баз данных, баз знаний и программно-аппаратных средств, используемых в системе цифрового университета.

Выполнение требований настоящего стандарта является существенным условием для повышения конкурентоспособности научных организаций и инновационного развития высших учебных заведений (университетов, академий, институтов), для обеспечения качества и заинтересованности в процессе обучения в условиях перехода к цифровой экономике.

Настоящий стандарт применим к корпоративным цифровым университетам, создаваемым в организациях, холдингах и корпорациях для развития компетенций и квалификации персонала.»

Ключевое понятие определено следующим, весьма заумным образом:

3.10 Цифровой университет: Инновационная форма организации деятельности университета, основанная на цифровой модели представления и применения физических и виртуальных объектов для обеспечения эффективного менеджмента и управления организацией на основе развития процессов цифровой трансформации по основным направлениям деятельности.

Примечание: Цифровая трансформация является важным компонентом формирования цифрового университета и предопределяет реализацию цифровой стратегии развития, основанной на реинжиниринге процессной модели управления, применении сквозных цифровых технологий, методов менеджмента знаний и на управлении человеческими ресурсами.

С моей точки зрения, это определение бессмысленное и бесполезное – впрочем, как и весь стандарт в целом (к сожалению, это не первый стандарт ВШЭ по вопросам образования, качество которого оставляет желать много лучшего). Цифровой университет отличается от традиционного примерно тем же, чем электронное правительство отличается от своего предшественника – а именно, широким применением современных электронно-цифровых и информационно-коммуникационных технологий во всех аспектах своей деятельности. С учётом того, что как произошедшие за последнее десятилетие перемены в государстве и обществе, так и пандемия коронавируса вынуждают вузы стремительно перестраиваться, в самое ближайшее время «нецифровых» университетов просто не останется, да и сам термин «цифровой университет» станет ненужным!

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
4.1. Основополагающие принципы
4.2. Функции системы цифрового университета
4.3. Разработка интегрированной системы управления цифровым университетом
Приложение А (справочное): Концептуальная модель цифрового университета
Приложение Б (справочное): Структура комплекса стандартов для системного управления образовательной деятельностью цифрового университета
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=232268

Комментариев нет:

Отправить комментарий