воскресенье, 25 сентября 2016 г.

Верховный суд: Ряд норм «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» признаны недействующими


Русская поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо» очень точно характеризует ситуацию с делом № АКПИ16-443, решение по которому Верховный суд Российской Федерации принял 8 июля 2016 года.

Все началось с очень активного миноритарного акционера, который требовал от акционерного общества ПАО «ВНИПИгаздобыча» предоставления ему копий договоров. Суды всех инстанций в рамках двух судебных дел признали, что договора не являются документами бухгалтерского учета и акционер вправе их затребовать.

ПАО «ВНИПИгаздобыча» подало в Верховный Суд РФ исковое заявление о признании недействующими подпунктов «а», «б» пункта 4, абзаца первого пункта 12, абзацев первого и второго пункта 13 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов от 29 июля 1998 года № 34н, ссылаясь на то, что они не соответствуют Федеральному закону от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Нарушение своих прав общество связывало с тем, что при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с его участием были применены оспариваемые положения нормативного правового акта.

Суд отметил, что реализуя свои полномочия в данной сфере правового регулирования, Минфин России приказом от 29 июля 1998 года № 34н утвердил «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом было установлено, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов в соответствии с частью 1 статьи 30 федерального закона № 402-ФЗ применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ.

Мой комментарий: После принятия нового закона, Министерство финансов не удосужилось принять новые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

На какие же противоречия указывало общество?

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н
Статья 1

2. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями … и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4. а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;
Статья 5. Объекты бухгалтерского учета
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами
4. б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;
Cтатья 3

8) факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
12. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Статья 9. Первичные учетные документы

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
13. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
  • наименование документа (формы),

  • код формы;

  • дату составления;

  • наименование организации, от имени которой составлен документ;

  • содержание хозяйственной операции;

  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.

Суд отметил, что из содержания статьи 30 федерального закона «О бухгалтерском учете» следует, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства РФ, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня его вступления в силу. Однако такие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт внесены не были.

Свое решение суд обосновал и тем, что согласно разъяснению, данному в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (т.е. с момента вступления в силу нового закона «О бухгалтерском учете»).

Верховный Суд РФ удовлетворил административное исковое заявление ПАО «ВНИПИгаздобыча» и признал недействующими с 1 января 2013 года подпункты «а», «б» пункта 4, абзац первый пункта 12, абзацы первый и второй пункта 13 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов от 29 июля 1998 года № 34н.

Мой комментарий: Как видим, общество подошло к решению проблемы кардинально -оно просто аргументировано доказало в суде, что нормы, на основе которых суды отказывались относить договора к документам бухгалтерского учета, не должны применяться. Интересно, как теперь суды будут принимать решения по договорам?

Это уже не первый случай, когда коммерческая организация, защищая доступ к своим документам, добивается отмены нормативно-правовых актов, которые ей мешают.

Напомню о том, что в июне 2010 года в Высший арбитражный суд (ВАС) поступило заявление открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»» о признании недействующим приказа Министерства культуры от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»». Заявление было принято к производству, слушания по делу прошли 1 сентября 2011 года, и Перечень типовых архивных документов 2010 года был  судом «неопубликованным, не вступившим в силу и не подлежащим применению», (см.: http://rusrim.blogspot.com/2011/06/blog-post_27.html и http://rusrim.blogspot.com/2011/09/2010.html ).

Источник Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=203204

Комментариев нет:

Отправить комментарий