Обязанность обеспечивать доступ к информации о своей деятельности в нашей стране установлена не только для государственных органов, но и для коммерческих организаций. За непредставление информации к ответственности привлекают их должностных лиц. Вот только органы прокуратуры до сих пор не разобрались, кто является должностным лицом, а кто нет, и в результате привлекают к ответственности всех подряд.
Самарский областной суд в январе 2015 года вынес решение по делу № 4а-29/2015(4а-815/2014), в котором рядовой врач оспаривал правомочность привлечения его к административной ответственности как должностного лица.
Суть спора
Прокуратурой в результате проведенной проверки в мае 2014 года в отношении общества был установлен факт отказа в предоставлении пациенту по ее заявлению:
- Информации о состоянии ее здоровья,
- Порядка оказания медицинской помощи,
- Стандартов медицинской помощи, применяемых при предоставлении платных медицинских услуг, и
- Других сведений, относящихся к предмету договора о предоставлении платных услуг, которые вправе получать пациент до оказания медицинской услуги.
Для справки: Статьей 5.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.Постановлением и.о. мирового судьи Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области в июне 2014 года должностное лицо - врач-гинеколог (репродуктолог) общества была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 1 тысячи рублей за неправомерный отказ в предоставлении гражданину предусмотренной федеральными законами информации.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары в августе 2014 года постановление мирового судьи были оставлены без изменения.
Позиция Самарского областного суда
Заместитель председателя Самарского областного суда, рассмотрев надзорную жалобу, отметил, что при рассмотрении дела мировым судьей в качестве доказательств, подтверждающих вину врача в совершении административного правонарушения, были приведены:
- Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица врача акушера-гинеколога;
- Соглашение к договору и дополнительное соглашение на предоставление медицинских услуг;
- Чек об оплате пациентом услуг;
- Заявление гражданки о привлечении лечащего врача к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ;
- Запрос гражданки о предоставлении информации;
- Ответ общества, подписанный врачом - репродуктологом и главным врачом.
Возлагая на врача административную ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ, мировой судья указал, что в ответе, подготовленном по запросу пациентки и подписанном врачом, главным врачом и директором общества, не была предоставлена информация в полном объеме, не по всем пунктам были даны ответы.
При этом судья не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что врач находился в трудовых отношениях с обществом и выполнял трудовые обязанности в рамках своих должностных обязанностей врача-гинеколога. Он также не выяснил, кто из сотрудников общества: врач, главный врач или директор допустили нарушения своих должностных обязанностей.
Суд отметил, что в обязанности врача, предусмотренные его должностной инструкцией, не входит предоставление информации пациентам, касающейся организации работы и порядка предоставления медицинских услуг в компании.
По мнению суда, вывод мирового судьи суда о том, что врачом совершены действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, является необоснованным.
Суд удовлетворил надзорную жалобу, отменил постановление мирового судьи Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области и решение Октябрьского районного суда г. Самары по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ в отношении врача акушера-гинеколога, производство по делу об административном правонарушении - прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Мой комментарий: Как показывает практика, такие конфликты возникают из-за недовольства пациентами результатом работы медицинского учреждения, в результате чего они начинают поиск доказательств своей правоты. При этом отмечу, что, обращаясь в прокуратуру, пациентка требовала наказать врача, а не заставить организацию предоставить ей интересующую ее информацию.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1124969
По ст.5.39 КоАП (особенно с госорганами) сплощь и рядом такая ситуация - событие административного правонарушения есть и не оспаривается, а вот состав (т..е в действиях какого конкретно лица вина в смысле ст.2.2 КоАП) -проблема, т.к. ответственность в таких случаях размыта. По аналогии, как собака пытается кусать палку. А в стране миллионы событий административных правонарушений по ст.5.39. Казанцев Николай.
ОтветитьУдалитьМалюсенькое предложение - согласно ФЗ об охране здоровья граждан, правильно писать "медицинская организация" (МО), а не "медицинское учреждение".
ОтветитьУдалитьА название у них в основном ГБУЗ (государственное бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ здравоохранения) или ГЛПУ (государственное лечебно - профилактическое УЧРЕЖДЕНИЕ). МО в законе это общий термин. так что оставьте свое предложение при себе)))
Удалить