понедельник, 12 сентября 2016 г.

Государственная кадастровая оценка и вопросы делопроизводства


В настоящее время практически любая государственная и деловая деятельность предусматривает использование электронных документов. Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не является исключением. Он вступит в силу, за исключением отдельных положений, с 1 июля 2017 года.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 6), уполномоченный орган которого наделяет созданное бюджетное учреждение полномочиями.

Любая деятельность по проведению оценки, прежде всего, требует обработки информации и документации, поэтому в обязанности бюджетного учреждения входит (ст.8):
  • Исследование документации, необходимой для определения кадастровой стоимости;

  • Хранение копий отчетов и документов, формируемых в ходе ее определения, на бумажном и электронном носителе в форме электронных документов;

  • Хранение копий документов и материалов, которые использовались при ее определении, на бумажном или электронном носителе либо на электронном носителе в форме электронных документов в течение не менее восьми лет со дня их составления;

    Мой комментарий: Первый раз встречаю такой необычный для отечественной практики срок хранения. Интересно, чем именно руководствовались авторы закона, когда его устанавливали?

  • Представление копий хранящихся отчетов и документов, а также документов и материалов, которые использовались при ее определении, правоохранительным, судебным и иным уполномоченным государственным органам по их требованию.
Законом также установлены требования к форме итогового документа по определению кадастровой стоимости (ст.14).
Статья 14. Определение кадастровой стоимости

2. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - требования к отчету). Отчет составляется на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «в настоящее время оценщик или организация, осуществляющие определение кадастровой стоимости, не имеют доступа к необходимым сведениям и заказчик не всегда может обеспечить оценщика материалами, которыми располагают иные органы или организации.». Для того, чтобы бюджетное учреждение могло своевременно и в полной объеме получить информацию законом закреплены его права на ее получение по запросу.
5. Бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации, в распоряжении которых имеется соответствующая информация.
Законом также установлена обязанность всех органов и организаций  «предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию по запросу бюджетного учреждения или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения указанного запроса».

Мой комментарий: Итак, в законодательстве появился очередной вид запроса, с отличными от прочих запросов сроками подготовки ответов по нему.

Бюджетным учреждением по итогам определения кадастровой стоимости составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета (п.7).

В течение трех рабочих дней со дня их составления бюджетное учреждение (п.8):
  • Размещает их на своем официальном сайте без публикации информации о таком размещении;

  • Направляет сведения о месте их размещения и промежуточные отчетные документы в орган регистрации прав на электронном носителе в форме электронного документа
В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания их проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (п.12):
  • Сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах;

  • Сведения о месте их размещения на официальном сайте бюджетного учреждения
Уполномоченный орган субъекта РФ в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету обеспечивает информирование о их размещении, а также о порядке и сроках представления замечаний к ним путем (п.14):
  • Размещения извещения на своем официальном сайте;

  • Опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта РФ;

  • Размещения извещения на своих информационных щитах;

  • Направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.
Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения сведений и материалов в фонде данных государственной кадастровой оценки (п.15). Они могут быть представлены любыми заинтересованными лицами и могут быть представлены в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг лично, почтовым отправлением или с использованием сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

К замечанию могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости (п.17).

Бюджетным учреждением не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов осуществляется размещение на своем официальном сайте (п.21):
  • Обновленных промежуточных отчетных документов,

  • Информации о кадастровых номерах объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен пересчет кадастровой стоимости;

  • Информации, отражающей описание проведенного пересчета каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечаний к промежуточным отчетным документам;

  • Информации о поступивших замечаниях к промежуточным отчетным документам, которые не были учтены, с соответствующим обоснованием отказа в их учете.
Законом предусмотрено, что бюджетное учреждение на основании обращения обязано предоставлять разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости (ст.20). Порядок рассмотрения обращений устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Разъяснения предоставляются в течение тридцати дней со дня поступления в бюджетное учреждение обращения о предоставлении разъяснений (п.3).

С обращением о предоставлении разъяснений вправе обратиться юридические лица и физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.4).

В случае выявления в ходе рассмотрения обращения ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, они подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения (п.7), при этом допускается изменение стоимости только в сторону понижения (п.8).

Законом также установлен:
  • Порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении стоимости (ст. 21)

  • Порядок рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст.22).
Предусмотрено создание очередной базы данных – «Фонда данных государственной кадастровой оценки» (ст.23), ведение которого будет осуществляться органом регистрации прав (п.1).

Орган регистрации прав обеспечивает включение в Фонд поступающих сведений и материалов в течение пяти рабочих дней со дня их поступления (п.2).

В фонд данных государственной кадастровой оценки включаются сведения (п.3):
  • О кадастровой стоимости,

  • О порядке и об основаниях ее определения,
Перечень сведений определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Порядок ведения фонда и предоставления сведений из него устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (п.5).

Мой комментарий: В законе большое внимание уделено к процедуре раскрытия предварительной оценки кадастровой стоимости с тем, чтобы заинтересованные стороны могли предоставить свои аргументы по данному вопросу. При этом, как мне кажется, сама процедура усложнена поэтапным размещением информации и документов в разных информационных ресурсах.

С моей точки зрения, требования к бюджетному учреждению чуть ли не в он-лайн режиме размещать информацию по поступившим замечаниям и исправлениям слишком трудозатратны, и, как следствие, есть риск того,  что они будут игнорироваться или нарушаться.

Источник: Консультант Плюс \ Сайт Государственной Думы
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200504
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&ED1EAF4B740E844843257FAF00452C78

5 комментариев:

  1. А как по-Вашему, электронный документ - это письменный документ? Соблюдается ли письменная форма сделки при оформлении ее электронным документом? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Я, как наш Гражданский Кодекс, да и как весь остальной мир, считаю, что сделка, оформленная электронным документом, является письменной формой сделки, а электронный документ, содержащий информацию, как зафиксированную знаками письменности, так и кодами – письменным. Сразу скажу, что неписьменные электронные документы тоже бывают – это, в массе своей, те же аудио- и видеозаписи, фотографии и т.п.

    Я знаю, что наши законотворители, новый непуганый состав которых мы скоро получим, до сих пор считают, что письменным можно называть только рукописный документ (но соглашаются считать таковым и документ на бумаге) :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за Ваш ответ. Все же какая-то собака здесь зарыта - в некоторых актах уровня федеральных законов присутствуют формулировки "в письменной форме или в форме электронного документа". ГОСТ также определяет письменный документ как документ, информация которого зафиксирована знаками письменности. Электронный документ - это не знаки, а физическое поле с процессами в нем, поэтому о письменности здесь говорить вряд ли приходится. Вероятно, присутствующий в законодательстве термин "письменная форма" нуждается в актуализации с учетом современных реалий.

      Удалить
    2. Будьте последовательны: если электронный документ - физическое поле, то бумажный - волокна целлюлозы и капельки краски :)

      Главная и сильно дохлая собака, которая, к сожалению, лежит на поверхности (а закопать её давно пора) - неумение и нежелание признать реалии деловой деятельности и государственного управления 21-го века, уйти от морально устаревших (и доставшихся нам ещё от императорской России) терминологии и правил работы. Ну и нежелание посмотреть, как этот вопрос решается в остальном мире ...

      Удалить
  3. Хочу добавить ещё вот что. Откуда взялось понятие «письменный документ», чему оно противостояло раньше и противостоит сейчас в Гражданском кодексе? – Устной договоренности и устным показаниям. Письменный документ – это отделенный и не зависящий от людей, которые смертны и память которых ненадежна, не меняющийся во времени объект, целостность и подлинность которого могут быть проверены, который фиксирует существенную информацию о сделке или ином событии.

    Я уже ряд лет предупреждаю, что привычка госорганов, а с их подачи – покорно штампующих получаемые проекты думцев, разделять письменные и электронные документы в своих правовых актах (родившаяся не от ума, а от лени – в старые документы вставлялась строчка «и электронные документы тоже») лишь приведет к ненужным правовым спорам, вызовет появление разного регулирования документов в зависимости от вида носителя (чем откроет дополнительные возможности для злоупотреблений), и выставит Россию на посмешище перед всем остальным миром. Попробуйте-ка зарубежным коллегам всерьёз заявить, что (текстовые) электронные документы не являются письменными!

    ОтветитьУдалить