среда, 8 апреля 2015 г.

Рассмотрение жалоб, поданных плательщиками страховых взносов


По моим наблюдениям, ситуация с вопросом о том, как государственные органы должны работать с жалобами граждан, запутывается все больше и больше. Это приводит к тому, что при разработке внутренней нормативной базы, регламентирующей порядок рассмотрения жалоб, органы государственной власти и организации ухитряются включать в нее положения, которые, с одной стороны, противоречат законодательству РФ, а с другой - могут создать множество неприятностей самим организациям и их должностным лицам, вплоть до привлечения к административной ответственности в виде крупного штрафа.

В настоящее время поступающие в организации жалобы можно по-крупному разделить на несколько групп:
  • Жалобы на решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего государственную функцию;

  • Жалобы на качество предоставления государственных услуг;

  • Жалобы в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор.
Стоит иметь в виду, что порядок рассмотрения этих групп жалоб регулируется разными законами и нормативными правовыми актами, которые устанавливают неодинаковые требования:

Для справки: Порядок обжалования актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц предусмотрен федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», глава 7.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 октября 2014 г. № 801н утвержден «Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу», т.е. в регламенте речь идет не о всех жалобах, поступающих в Фонд, а только жалобах, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу.

На примере этого административного регламента я и предлагаю посмотреть, какие проблемы могут возникнуть у Фонда социального страхования при его исполнении.

Мой комментарий: С моей точки зрения, отдельно выделять работу с жалобами, которые можно отнести к жалобам на решения и действия (бездействие) органа, осуществляющего государственную функцию по контролю за уплату страховых взносов, можно лишь с учётом того, что регламент не должен противоречить соответствующим положениям закона.

Результатом предоставления услуги является направление заявителю в письменной форме или в форме электронного документа ответа по итогам рассмотрения жалобы (п.11).

Срок предоставления государственной услуги составляет один месяц со дня поступления жалобы в Фонд, территориальный орган Фонда. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Фонда, территориального органа Фонда для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на пятнадцать дней (п.12).

Жалоба подается в произвольной письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством РФ (п.14).

Заявитель вправе приложить к жалобе копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства (п.16). При подаче жалобы в электронном виде подтверждающие документы также могут быть представлены в форме электронных документов (п.17).

Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее трех дней с момента ее приема (п.26).

Согласно административному регламенту, предусмотрен досудебный порядок обжалования заявителем решений и действий / бездействия Фонда и его территориальных органов, а также их должностных лиц.

Мой комментарий: Получается второй круг рассмотрения жалобы, при этом жалоба уже будет рассматриваться на основе положений федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При обращении заявителей с жалобой на действия при предоставлении государственной услуги срок её рассмотрения не должен превышать пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Фонда, его подразделений и должностных лица в приеме жалобы либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - пяти рабочих дней со дня ее регистрации (п.83).

При удовлетворении жалобы Фонд (его подразделения и должностные лица) принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством РФ (п.85).

Мой комментарий: При этом в Административном регламенте не предусмотрено то, что закреплено законодательством. При подтверждении факта нарушения порядка оказания государственной услуги, уполномоченное лицо должно передать информацию о нарушении в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности. Как обычно, незнание законодательства не освобождает от ответственности, и если прокуратура выявит неисполнение этого требования, то штраф может составить от 30 до 50 тысяч рублей.
Для справки: «Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц» (утв. Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840)

13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
Мой комментарий: Ну зачем Министерство труда и социальной защиты и Фонд социального страхования отнесли рассмотрение жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, - к государственным услугам? В результате возникла путаница, которая способна спровоцировать на ошибочные действия прежде всего самих сотрудников Фонда. В итоге существенно растут риски привлечения должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175754

Комментариев нет:

Отправить комментарий