понедельник, 6 апреля 2015 г.

Требования к составлению и выдаче заявителям бумажных документов, подтверждающих содержание электронных документов


Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 250 утверждены «Требования к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем» (короткое, но ёмкое название, не правда ли?).

Для справки: В федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» изначально были включены положения, предусматривающие прием и обработку многофункциональными центрами (МФЦ) информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также выдачу заявителям документов на основании такой информации (п.7 ч.1 статьи 16). В декабре 2013 года федеральным законом от 21 декабря 2013 № 359-ФЗ был введен пункт 6.1, а пункт 7 - уточнён.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Статья 16. Функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра

1. Многофункциональные центры осуществляют:

6.1) составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ;

7) прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ. Если иное не предусмотрено правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством РФ, составленные на бумажном носителе и заверенные многофункциональным центром выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги;
Мой комментарий: Хочу обратить внимание на два момента. Во-первых, закон изначально предусматривал для МФЦ возможность напрямую получать сведения из информационных систем государственных органов. Во-вторых, использование при оказании государственных услуг смешанного документооборота потребовало регламентировать процессы создания юридически значимых копий электронных документов на бумажных носителях.

В целях «составления и выдачи заявителям на бумажном носителе документов, подтверждающих содержание электронных документов» (ну почему нельзя было придумать менее заумное выражение – а ещё лучше, воспользоваться существующей терминологией делопроизводства?! Заодно стоило бы ведомству и самому разобраться, что именно будут выдавать МФЦ – дубликаты, копии, выписки из существующих электронных документов, справки о содержании документов, или же самостоятельные новые документы, сформированные на основе имеющихся в базах данных сведений – Н.Х.), направленных в многофункциональный центр, а также заверенных выписок из информационных систем предоставляющих услуги органов, МФЦ определяет уполномоченных сотрудников (п.1).

Составленные МФЦ документы на бумажном носителе, «подтверждающие содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими услуги, признаются экземпляром такого электронного документа на бумажном носителе» (п.2).

Мой комментарий: Термин «экземпляр», по идее, означает «экземпляр подлинника».

Согласно сложившейся практике, все «экземпляры подлинника» должен быть созданы одним и тем же лицом (лицами) в одно и то же время. Исключением (возможно, с некоторыми оговорками - например, о наличии усиленной электронной подписи) может быть, например, создание электронного документа, побитно идентичного электронному подлиннику. «Дубликат» может быть создан позднее и на ином носителе, но он также должен быть создан автором документа или его правопреемником.

С моей точки зрения, более корректно было бы считать подобные документы заверенными бумажными копиями электронных документов либо заверенными выписками из информационных систем; а в каких-то случаях – справками, т.е. самостоятельными документами, подготовленными МФЦ под свою ответственность на основе имеющихся данных.

Разница между копией/выпиской и справкой в том, что в первом случае сотрудник МФЦ должен воспроизвести электронные документы или данные в их «первозданном виде», а во втором – может дать свою интерпретацию данных, не воспроизводя их «дословно».

Будет очень интересно посмотреть, чего будет стоить это ведомственное «признание», если, например, в суде будет выявлено несоответствие бумажной копии (выписки) электронному подлиннику. Скорее всего, электронный подлинник (электронная информационная система) будет иметь приоритет.

По требованию заявителя вместе с «экземпляром электронного документа на бумажном носителе» ему предоставляется экземпляр электронного документа (вот здесь термин «экземпляр» уместен, если речь идёт о побитном копировании подлинного электронного документа – Н.Х.) путем его записи на съемный носитель информации или направления по электронной почте в адрес заявителя. Идентичность такого экземпляра электронного документа «экземпляру электронного документа на бумажном носителе» заверяется уполномоченным сотрудником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (п.3).

Мой комментарий: По-моему, в этом пункте написана глупость. Первоисточником является электронный документ (или электронная информация в системе). Если электронный документ подписан усиленной электронной подписью (УЭП), то достаточно скопировать его заявителю вместе с этой УЭП. УЭП работника МФЦ «каши маслом не испортит», но будет по существу избыточной.  Если электронный документ изначально УЭП подписан не был, то электронная подпись работника МФЦ удостоверит соответствие электронной копии электронному оригиналу. Заверить с помощью УЭП соответствие бумажного «экземпляра» невозможно – для этого надо на бумажном документе поставить «мокрую» заверительную надпись. Соответствие же «бумажному экземпляру» электронной копии заверять вообще бессмысленно!

Смысл данный пункт приобретает только в одном случае: когда заявителю в электронном виде выдается не электронный экземпляр подлинного электронного документа, а заверенная электронная копия, сделанная МФЦ с ранее изготовленной бумажки!

Плата за составление, заверение и выдачу заявителям выписок на бумажном носителе из информационных систем предоставляющих услуги органов, в дополнение к плате, установленной законодательством РФ, многофункциональным центром не взимается (п.4).

Составление и выдача экземпляра электронного документа на бумажном носителе, а также составление и выдача выписки из информационной системы предоставляющих услуги органов осуществляются на основании запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги (п.5).

Результат предоставления государственной или муниципальной услуги и выписка из информационной системы предоставляющих услуги органов выдаются заявителю соответственно в форме экземпляра электронного документа на бумажном носителе или выписки на бумажном носителе (п.5).

Взаимодействие многофункциональных центров в электронной форме с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (п.6).

Уполномоченные сотрудники несут персональную ответственность (п.7):
  • За идентичность сведений, содержащихся в экземпляре электронного документа на бумажном носителе, сведениям, содержащимся в электронном документе, на основе которого он составлен, а также за идентичность сведений, содержащихся в экземпляре электронного документа, записанного на съемный носитель или направленного по электронной почте в адрес заявителя, сведениям, содержащимся в экземпляре электронного документа на бумажном носителе;

  • За проверку действительности электронной подписи лица, подписавшего электронный документ, полученный многофункциональным центром по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими услуги, при составлении экземпляра электронного документа на бумажном носителе;

  • За идентичность сведений, содержащихся в выписке из информационной системы, сведениям, полученным из соответствующей информационной системы.
Многофункциональный центр при подготовке экземпляра электронного документа на бумажном носителе обеспечивает (п.8):
  • Проверку действительности электронной подписи лица, подписавшего полученный многофункциональным центром электронный документ;

  • Заверение экземпляра электронного документа на бумажном носителе с использованием печати многофункционального центра (в предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации случаях - печати с изображением Государственного герба Российской Федерации);

  • Учет выдачи экземпляров электронных документов на бумажном носителе, осуществляемый в соответствии с правилами делопроизводства.
Допускается брошюрование листов многостраничных экземпляров электронного документа на бумажном носителе (п.9).

На экземпляре электронного документа на бумажном носителе, составленном многофункциональным центром, указывается (п.10):
  • Наименование и место нахождения многофункционального центра, составившего экземпляр электронного документа на бумажном носителе;

  • Фамилия, имя, отчество уполномоченного сотрудника;

  • Дата и время составления экземпляра электронного документа на бумажном носителе;

  • Реквизиты сертификата ключа проверки электронной подписи (серийный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, срок его действия, кому выдан) лица, подписавшего электронный документ, полученный многофункциональным центром по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими услуги.
Выписки из информационных систем предоставляющих услуги, органов составляются в соответствии с требованиями к содержанию и формату таких выписок, установленными соответствующими нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии, заключенными с многофункциональными центрами (п.12).

При подготовке выписки на бумажном носителе на основе выписки, полученной в электронном виде из информационных систем предоставляющих услуги органов, многофункциональный центр обеспечивает (п.13):
  • Неизменность информации, полученной из соответствующей информационной системы;

  • Заверение выписки из соответствующей информационной системы с использованием печати многофункционального центра (в предусмотренных нормативными правовыми актами РФ случаях - печати с изображением Государственного герба РФ);

  • Учет выдачи выписок из соответствующих информационных систем, осуществляемый в соответствии с правилами делопроизводства.
На выписке из информационной системы органа, предоставляющего услуги, составленной на бумажном носителе, указывается (п.14):
  • Наименование информационной системы органа, предоставляющего услуги, из которой получены сведения;

  • Реквизиты сертификата ключа проверки электронной подписи (серийный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, срок его действия, кому выдан) лица, подписавшего выписку из информационной системы в органе, предоставляющем услуги;

  • Наименование и место нахождения многофункционального центра, выдавшего соответствующую выписку из информационной системы;

  • Фамилия, имя, отчество уполномоченного сотрудника;

  • Дата и время составления выписки из информационной системы.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177027

2 комментария:

  1. Спасибо! В очередной раз убедился, что люди, писавшие ЭТО, вообще не понимают, чего и зачем они пишут.

    ОтветитьУдалить
  2. По мне, так при таком подходе скоро вообще останутся только бумажные документы, причина понятна и надеюсь не только мне. ЭЦП на ЭД имеют срок действительности, пока мне не попался ни один НПА который бы говорил каким конкретно способом убедиться (причем не только сторонам обмена но и третьим лицам: суд, чиновники и т.д.) в действительности ЭЦП после прекращения срока действия сертификата, за этим тянется аутентичность документа.

    ОтветитьУдалить