четверг, 23 июня 2016 г.

Установлен новый правовой статус Росархива


На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2016 № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства», см. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606220002 .

Ключевыми являются первые два пункта прилагаемого к указу нового «Положения о Федеральном архивном агентстве», которые приведены ниже в сравнении с ранее действовавшим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №290:
Было: 1. Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела.

Стало: 1. Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.

Было: 2. Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.

Стало: 2. Руководство деятельностью Росархива осуществляет Президент Российской Федерации.
Полномочия Росархива выведены на более высокий уровень и расширены:
II. Полномочия Росархива

5. Вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

6. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разрабатывает и утверждает:

1) правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях;

2) правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;

3) правила делопроизводства в государственных органах;

4) типовые функциональные требования к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов в архивах государственных органов;

5) примерную инструкцию по делопроизводству в государственных организациях;

6) перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, в том числе перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций, с указанием сроков их хранения и перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков их хранения;

7) перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков их хранения, а также инструкцию по применению этого перечня - совместно с Центральным банком Российской Федерации;

8) примерное положение о центральном архиве государственного органа, примерное положение об архиве организации;

9) типовое положение о центральной экспертной комиссии государственного органа, примерное положение об экспертной комиссии организации;

10) примерное положение об экспертно-проверочных комиссиях федеральных государственных архивов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области архивного дела, а также научных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

11) порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации;

12) положение о ведении Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;

13) порядок признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии;

14) типовые нормы времени и выработки на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) государственными и муниципальными архивами.
Мой комментарий: Примерно это, в общем, и ожидалось. Пойдут ли изменения на пользу отрасли? В более длительной перспективе – возможно; ну а в краткосрочной перспективе ситуация, скорее всего, первоначально лишь ухудшится, поскольку все эти немалые полномочия попадают в руки структуры, все последние годы отличавшейся нежеланием ни воспринимать перемены в государстве и обществе, ни изучать и обобщать мировой и отечественный опыт, и к настоящему моменту не располагающей достаточным количеством квалифицированных специалистов, понимающих особенности управления документами и архивного дела в современных условиях. Впрочем, рада буду ошибиться в своём прогнозе…

Указом установлена численность агентства (57 человек) и годовой фонд их зарплаты (27,6 млн. руб.). Нетрудно подсчитать, что средняя зарплата составит 40 тыс. руб. в месяц, а с учетом обычной неравномерности в оплате труда сотрудников и высших руководителей специалисты среднего звена, скорее всего, будут в среднем получать порядка 20 тыс. руб. в месяц. На такие деньги серьёзных профессионалов не привлечёшь…

Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606220002

4 комментария:

  1. О каком контроле в положении Росархива идет речь? Гос.контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ в настоящее время осуществляют территориальные органы Министерства культуры РФ. Изменения в положение Минкультуры РФ не вносились. Какой статус у "контроля", который будет осуществлять Росархив? Если речь идет о гос.контроле, то почему не внесены изменения в НПА Минкультуры РФ и как Росархив будет осуществлять контрольные функции в субъектах?

    ОтветитьУдалить
  2. Министерству культуры РФ остался государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела в РФ, а Росархиву не понятный "контроль в сфере архивного дела". Наталья Александровна, можете прояснить ситуацию. Предположу, что может быть дело в возрождении Росохранкультуры, которая и будет осуществлять в т.ч. гос.контроль в архивном деле. Росархив в стороне или сознательно избегает гос.контроль? Целесообразнее было бы Росархиву забрать гос.контроль у Минкультуры РФ и делегировать его уполномоченным органам исполнительной власти в сфере архивного дела в субъектах РФ.

    ОтветитьУдалить
  3. Ответ на Ваш вопрос получился большим, поэтому я выложила его отдельным постом на блоге: см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/06/blog-post_34.html. - С уважением, Наташа Храмцовская

    ОтветитьУдалить