среда, 18 июня 2014 г.

Реформа местного самоуправления и архивы


В середине мая 2014 года один из коллег-архивистов обратился ко мне со следующей просьбой:
«На рассмотрении Государственной думы находиться законопроект №469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления)». http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=469827-6&02 

В соответствии с данным законопроектом планируется распространить на крупные городские округа двухуровневую модель организации местного самоуправления. Для этих целей вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Законопроектом к вопросам местного значения внутригородского района предполагается отнести, в том числе, формирование и содержание архива внутригородского района, что в настоящее время находится в сфере ведения муниципального района и городского округа.

Я думаю, интересно было бы для многих, в блоге «Кто не идёт вперед, тот идёт назад» ознакомиться с Вашими комментариями по данному вопросу.

Особенно меня поразило финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» -  «Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.» Интересно, а кто-нибудь подсчитывал расходы и без того напряженных местных бюджетов, которые обязаны будут создавать новые архивы?

Для моего региона это катастрофа. Мы уже 5 лет пытаемся выбить финансовое обеспечение для строительства новых архивохранилищ государственных архивов, которые заполнены на 100%. Как ни прискорбно это говорить, но приняв этот законопроект мы вынуждены будем распрощаться с этой надеждой.»
Мой ответ коллеге был следующим:
«Мой опыт изучения нашей законодательно-нормативной базы и процессов её разработки показывает, что до подготовки закона ко второму чтению ему часто бессмысленно давать какую-то содержательную оценку, поскольку он может быть полностью переписан, а то и просто забыт – особенно, если законопроект исходит не от Правительства, а от депутатов :)

Учитывая, что законодательная инициатива исходит от депутатов Государственной Думы, шансов у этого законопроекта стать законом не очень много. В последние годы депутатские проекты в 95 случаях из 100 после принятия их в первом чтении никакого дальнейшего развития не получают.

Финансово-экономическое «обоснование» законопроекта Вас также не должно расстраивать – это стандартная глупость, которая пишется из процедурных соображений. Ведь если написать, что нужны деньги из бюджета, то процедура согласования законопроекта перед его представлением в Государственную Думу существенно усложняется, а Минфин, как правило, такие инициатив просто «рубит на корню».

Что касается содержания, то, согласитесь, требование о создании и ведении архива само по себе логичное, - но при условии выделения надлежащего финансирования. И здесь проблема не в том, что депутаты включили в законопроект что-то крамольное, а в том, что наши архивы пока что в основном воспринимаются всеми только как учреждения культуры, а не как необходимый для решения многих оперативных вопросов элемент системы государственного и муниципального управления. Для сравнения: в США архивы позиционируют как основу демократии, как важный элемент реализации проектов «открытого правительства» и т.д. (хотя сейчас их финансирование и там тоже сокращают :) ).

В общем, я взяла этот законопроект «на карандаш» и буду отслеживать его прохождение в Государственной Думе. Но шансов стать законом, как мне кажется, у него не очень много … Но если он переживет второе чтение я о нем обязательно напишу :)»
Мой прогноз не подтвердился - федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу в день своего опубликования – 27 мая 2014 года.

В федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена статья 16.2 «Вопросы местного значения внутригородского района», которая отнесла к вопросам местного значения внутригородского района «формирование и содержание архива внутригородского района».

Мой комментарий: Помимо сказанного выше отмечу, что само требование формирования и содержания архива внутригородского района означает, что авторы законопроекта не забыли про необходимость обеспечения сохранности документов, которые будут создаваться органами местного самоуправления внутригородского района.

Источники доходов местных бюджетов внутригородских районов будут определяться законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 16.2. Вопросы местного значения внутригородского района

3. Полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению … вопросов местного значения внутригородских районов могут разграничиваться законами субъекта Российской Федерации между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

4. Состав муниципального имущества внутригородских районов определяется законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для внутригородских районов настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

5. Источники доходов местных бюджетов внутригородских районов определяются законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов к источникам доходов бюджетов внутригородских районов, зачисляются в бюджеты городских округов с внутригородским делением.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163524

Комментариев нет:

Отправить комментарий