Существенные изменения в системе государственного управления не могут произойти по мановению волшебной палочки – они, как правило, идут постепенно. Изменения стиля и методов работы государственных органов во многом связаны с расширением сфер применения информационных технологий и электронных документов.
Применение электронных документов во внутренней деятельности организаций, как правило, регламентируется инструкцией по делопроизводству. Сейчас в такие инструкции включаются целые разделы, описывающее порядок работы с электронными документами.
Приказом Федеральной службы судебных приставов (ФССП) от 31 марта 2014 года № 112
внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утв. приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682). Инструкция, в частности, дополнена пунктом 3.3.3.12 «Особенности процедур документирования при создании электронных документов».
В процессе создания документов Службы в форме электронных документов используется СЭД или иные подсистемы автоматизированной информационной системы ФССП России (АИС ФССП России). Документы Службы при создании их в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной, неквалифицированной и простой электронной подписью (подпункт 2 п. 3.3.3.12).
Использование простой электронной подписи допускается:
- В случаях, установленных федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минюста России и ФССП России или соглашением между участниками электронного взаимодействия;
- При создании и направлении проектов документов службы, в том числе проектов, созданных в форме электронных документов;
- При ведении журналов регистрации, книг учета, созданных в форме электронного документа;
- При ведении переписки между структурными подразделениями центрального аппарата, между подразделениями аппарата управления территориальных органов службы с направлением служебных писем (иных документов) в форме электронных документов;
- При автоматическом формировании АИС ФССП России нерегистрируемых электронных документов, создаваемых исключительно в целях обеспечения ее функционирования и содержащих информацию о фактах, событиях, состояниях при обмене информацией (квитанции о получении, регистрации электронных документов, исправном или неисправном состоянии оборудования и каналов связи и т.п.).
Простой электронной подписью в СЭД АИС ФССП России является электронная подпись, которая посредством использования ключа простой электронной подписи подтверждает факт формирования электронной подписи конкретным должностным лицом (пользователем) (подпункт 3).
Ключом простой электронной подписи является сочетание двух элементов: идентификатора и пароля ключа. Идентификатором ключа является логин пользователя, а паролем ключа - конечная комбинация символов, составленная по принятым в АИС ФССП России правилам.
При использовании автором (пользователем СЭД АИС ФССП России) в процессе оформления электронного документа простой электронной подписи информация о подписавшем документ лице автоматически фиксируется штатными средствами СЭД АИС ФССП России в реквизите «автор» электронного документа и не может быть изменена иными пользователями СЭД АИС ФССП России, не имеющими прав администратора этой СЭД.
При создании электронных документов пользователями СЭД АИС ФССП России используется набор символов (кодировка) Windows-1251 или UTF-8 для кириллических алфавитов, и следующие форматы (подпункт 4):
- формат XML:
- формат PDF/A-1;
- технологический формат системы управления базами данных АИС ФССП России (только для документов, подписываемых простой электронной подписью).
- Отсоединенная усиленная квалифицированная электронная подпись в формате PKCS#7;
- Усиленная квалифицированная электронная подпись в формате XMLDSIG (для XML-документов).
Электронные документы Службы имеют все реквизиты, обязательные для аналогичных документов на бумажном носителе, за исключением изображения Государственного герба Российской Федерации (подпункт 6).
Пользователями АИС ФССП России (участниками процесса документооборота ФССП России) электронный документ не признается экземпляром (оригиналом) аналогичного документа, созданного на бумажном носителе, а также документ, созданный на бумажном носителе, не признается экземпляром (оригиналом) электронного документа (подпункт 7).
Мой комментарий: Этот пункт сформулирован, с моей точки зрения, крайне коряво и непонятно. Даже неспециалисты понимают, что «экземпляр документа» и «оригинал документа» - не одно и то же. Юридическую силу может иметь не только оригинал, но и дубликат, и надлежащим образом заверенная копия. На самом деле подобный пункт способен навредить самой ФССП, лишив её возможности действовать гибко в ряде ситуаций.
Для обеспечения восприятия электронного документа человеком пользователи АИС ФССП России (участники процесса электронного документооборота ФССП России) используют печатную форму электронного документа, создаваемую с использованием электронных вычислительных машин (подпункт 8). Печатная форма электронного документа содержит все его реквизиты без исключения с воспроизведением их значений.
Элементами печатной формы могут являться элементы шаблона печатной формы, реквизиты электронного документа, реквизиты электронной подписи, сведения о проверке электронной подписи, сведения о простой электронной подписи, сведения о печатной форме, штрих-коды, кодирующие электронный документ и его реквизиты, реквизиты для оплаты задолженности, электронную подпись документа, без размещения иных элементов на печатной форме электронного документа между сведениями о печатной форме и сведениями о проверке электронной подписи (сведениями о простой электронной подписи). Для описания печатной формы электронного документа рекомендуется использовать регулярные выражения или язык преобразования XML-документов XSLT.
Мой комментарий: В России неискоренима любовь к канцелярскому словотворчеству. Кому и зачем потребовалось выдумывать «печатную форму электронного документа», чем не подошло простенькое словечко «копия» (даже если речь идёт о человеко-читаемом представлении структурированных документов)?
В случае формирования печатной формы электронного документа для ее направления адресатам, не относящимся к структуре ФССП России, осуществляется проверка электронной подписи, в том числе в автоматическом режиме (подпункт 9). Результат проверки электронной подписи указывается на печатной форме электронного документа и заверяется лицом, ее сформировавшим.
Заверение печатной формы может не осуществляться в случае формирования печатной формы подразделением ФГУП «Почта России» при оказании Службе услуги по рассылке почтовых отправлений в форме электронных документов.
Мой комментарий: Какое интересное положение! В справочно-правовых системах я не нашла каких-либо нормативных актов, допускающих возможность осуществления такого родя услуги в настоящее время. Кроме того, обязательно возникнет вопрос о юридической значимости подобных документов, и об этом лучше было бы задуматься заранее.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163177
Комментариев нет:
Отправить комментарий