пятница, 6 июня 2014 г.

25-я конференция Инфодокум, день первый


4-5 июня 2014 года в Москве прошла юбилейная 25-я конференция Инфодокум «Эффективный документооборот в органах власти и местного самоуправления» (её программу см. здесь  http://www.gdm.ru/meropr/04.06.2014/5865/programm/ ). Несмотря на начало периода летних отпусков и увеличение в последнее время количества аналогичных мероприятий в регионах, на конференцию приехало значительное число специалистов (по моей оценке, в первый день на пленарном заседании присутствовало около 200 человек).

В этом посте я хочу рассказать о тех выступлениях первого, которые произвели на меня наибольшее впечатление.

Конференция открылась 40 минутным докладом заместителя директора Департамента делопроизводства и архива Правительства РФ С.А.Жука «О едином информационном пространстве органов власти страны и необходимых решениях для его создания». Большая часть своего времени докладчик потратил на критику российской делопроизводческой терминологии, и в первую очередь таких терминов, как «документ», «электронный документ», «электронный документооборот». При этом он ссылался на старый терминологический ГОСТ Р 51141-98, похоже, не зная, что с 1 марта 2014 года тот перестал действовать и был заменён подготовленным ВНИИДАД новым стандартом ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Бросилось в глаза и то, что С.А.Жук ни разу не упомянул стандарт, в котором цельным образом отражена общепринятая сейчас в мире терминология – ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 (см., например, http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=120472 или http://buro47.ru/wp-content/uploads/2013/08/ГОСТ-Р-ИСО-15489-1-2007.pdf  ), да и вообще ни слова ни сказал о профильных стандартах, принятых в России уже после окончания XX века, каждый из которых содержал терминологическую часть.

Что касается понятия «электронный документ», то без комментариев предлагаю читателям самостоятельно оценить предложенный докладчиком вариант (см. фото).

Определение от Аппарата Правительства Российской Федерации

В очередной раз мы услышали от С.А.Жука удивительное утверждение о том, что усиленная электронная подпись после истечения срока действия сертификата ключа подписи якобы становится недействительной. Хочется надеяться, что к 26-й конференции, на которой мы, несомненно, снова услышим данный неувядающий доклад, кто-нибудь откроет глаза Сергею Алексеевичу и его единомышленникам, убеждённым, что законодательство не позволяет подписывать электронными подписями документы со сроком хранения свыше 5 лет :)

В выступлении начальника Управления информационного и документационного обеспечения, секретаря Правления ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» Лады Репуло был затронут важный вопрос о том, как меняется профессия специалистов по управления информации, и как в быстро меняющейся ситуации не только «остаться на плаву», но и подняться на новые уровни.

Честно говоря, я так и не поняла, какое отношение имеют проблемы с терминологией к заявленной теме доклада, которая, как мне кажется, была раскрыта недостаточно глубоко.

В.А.Барон, заместитель директора Департамента проектов по информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ

Представитель Минкомсвязи Валерий Барон кратко рассказал о той работе, которое ведомство провело в этом году по подготовке нормативных актов. Среди них:
  • Проект порядка обмена электронными документами при организации  информационного взаимодействия государственных органов и организаций;

  • Комплексные предложения по обеспечения централизованного приема, хранения и доступа к электронным документов, в том числе по созданию соответствующей инфраструктуры.
Он также упомянул о том, что на днях на согласительной комиссии по вопросам архивного хранения электронных документов министерству удалось найти какие-то точки соприкосновения с Росархивом.

Аудитория с интересом выслушала доклад начальника отдела развития информационных систем Управления информационных ресурсов Правительства Ярославской области М.В.Усинова «Электронный документооборот: Опыт, эффективность, результат». Было много вопросов от коллег из других регионов. Замечу, что приехавшим на конференцию коллегам из региональных и муниципальных органов власти, пожалуй, недоставало именно прямого общения и обмена опытом друг с другом.

После перерыва я побывала на круглом столе «Системная организация бизнес-процессов организаций и органов государственной власти и управления. Организация раскрытия информации и электронного документооборота, который провела начальник Контрольно-аналитического управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Е.Г.Авакян, - и получила от него огромное удовольствие. Елена Георгиевна рассказала о впечатляющем, уникальном даже по мировым меркам проекте создания системы «Электронное правосудие» Высшего арбитражного суда (и даже показала в онлайн-режиме те возможности, которые в системе предоставляются только соответствующим образом авторизованным пользователям).

Из мероприятий вечернего «блока» я выбрала круглый стол «Юридически значимый документооборот в органах власти. Облачные перспективы». От него впечатление осталось смешанное: участники, к сожалению, выступали не как эксперты, а как маркетологи - т.е. однобоко, всячески нахваливая достоинства облачных решений (о которых, честно говоря, большинство из нас уже наслушалось) и старательно замалчивая связанные с ними существенные риски.

Главный вывод, который я бы сделала по первому дню конференции, заключается в том, что всего лишь за год уровень интереса специалистов из государственных и муниципальных органов власти к вопросам использования ИКТ в государственном управлении очень сильно вырос. По тому, какие вопросы волнуют людей, ощущается, что «точка возврата» осталась позади – электронное правительство стало реальностью, а возврат к традиционным бумажным технологиям уже невозможен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий