вторник, 17 июня 2014 г.

Проблемы использования баз данных при осуществлении государственного управления и деловой деятельности


По оценке экспертов, именно использование баз данных для получения информации, необходимой для государственного управления, оказания государственных услуг и осуществления деловой деятельности может дать наибольшую отдачу. Постепенно эти технологии начинаю внедряться в жизнь.

В то же время для эффективного и надёжного применения баз данных требуются:
  • Надежные каналы связи, поскольку информация во многих случаях должна быть доступна 365 дней в году, 24 часа в сутки;

  • Данные в базах должны быть максимально полны и надежны, особенно тогда, когда на эти сведения полагаются при принятии решений органы и организации, не участвующие в формировании базы данных.
К сожалению, государственные базы данных не всегда соответствуют этим требованиям, что может вместо повышения эффективности привести к противоположному эффекту.

Указанием Банка России от 21 января 2014 года № 3179-У были внесены изменения в Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Теперь обращении клиента в банк необходимо в обязательном порядке проверять действительность документов, позволяющие идентифицировать клиентов:
Положение Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

2.2. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления.

Для проверки действительности паспорта физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, кредитная организация использует информационный сервис «Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» на официальном сайте Федеральной миграционной службы в сети «Интернет».
При идентификации клиентов банки должны проверять подлинность паспорта. Идентификация необходима при выполнении любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты (на сумму свыше 15 тыс. рублей) и денежные переводы (на сумму свыше 15 тыс. рублей).

Казалось бы, никаких проблем быть не должно - зашел на сайт ФМС и «пробил» по ней данные паспорта. Однако с момента вступления в силу этих требований (с 29 марта 2014 года) у банков прибавилось головной боли.

Ровно через месяц после вступление в действие новых требований Ассоциация российских банков (АРБ) направила Председателю Банка России письмо (Исх. № А-02/5-285 от 29.04.2014) с просьбой разъяснить применение нормативных актов Банка России (см.
http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_predsedatelyu_banka_rossii_nabiullinoy_e_s_o_poryadke_primeneniya_norm-9811972/?sphrase_id=62302  ). Обращение было подготовлено из-за многочисленных запросов банков – членов АРБ.

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России свою позицию по поставленным вопросам высказал в письме от 27.05.2014 № 12-1-5/1125 (см. http://arb.ru/b2b/docs/otvet_tsb_rf_na_pismo_arb_o_primenenii_polozheniya_banka_rossii_262_p-9818760/?sphrase_id=62302 ), следующим образом ответив на вопросы, волнующие кредитные организации:

Вопрос 1. Обязан ли банк фиксировать факт проведения проверки действительности паспорта на официальном сайте Федеральной миграционной службы?

По имеющейся у АРБ информации, сотрудники Банка России неоднократно указывали на необходимость фиксирования факта проверки действительности паспорта с использованием информационных ресурсов ФМС России в сети Интернет, путем распечатки экранного образа с результатом проверки.

Обязана ли кредитная организация фиксировать факт обращения к официальному сайту ФМС России в целях проверки действительности паспорта и, если обязана, то каким образом кредитная организация должна осуществлять такую фиксацию? Достаточно ли фиксации факта проверки в электронном досье?

Ответ Центрального Банка:
Полагаем, что в целях подтверждения факта исполнения требования пункта 2.2 … в части проверки действительности паспорта физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, на информационном сервисе «Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» на официальном сайте Федеральной миграционной службы …, кредитной организации следует осуществлять фиксирование полученной на сайте ФМС России информации.

Способ фиксирования полученной кредитной организацией на сайте ФМС России информации должен быть определен в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Вопрос 2. Единственная понятная формулировка, подтверждающая действительность паспорта, которую предлагает на своем официальном сайте Федеральная миграционная служба, – «статус паспорта: действителен».

В то же время на сайте ФМС России в разделе «Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» размещено напоминание (предупреждение) следующего содержания: «Отсутствие информации о запрашиваемом паспорте (ответ: «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится») не означает, что паспорт недействителен. Такой ответ дается в случае, если информация о выданном паспорте не поступила из соответствующего территориального органа, или же запись о паспорте проходит тестирование в программном комплексе Базы…».

Кроме того, по наблюдениям банков, информация, предоставляемая на сайте ФМС России, достаточно низкого качества. Данные обстоятельства предопределяют возможность получения неактуальной и (или) недостоверной информации с сайта ФМС России.

В этой связи возникает вопрос, каковы должны быть действия кредитной организации, в случае если на момент ее обращения информация о запрашиваемом паспорте на сайте ФМС России отсутствует (сервис выдает ответ: «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится»), а также в случае если полученная с сайта ФМС России информация представляется кредитной организации явно недостоверной?

Вопрос 3. Перегруженность сайта ФМС России и технические неполадки подчас не позволяют осуществить проверку действительности паспорта в течение нескольких дней.

В этой связи возникает вопрос, каким образом реализовать требование по проверке действительности паспорта, в случае если в силу разных причин официальный сайт ФМС России недоступен? Может ли отсутствие технической возможности (по независящим от кредитной организации причинам) проверки действительности паспорта на официальной сайте ФМС России считаться основанием для отказа в проведении операции и (или) приема на обслуживание клиента?

Вопрос 4. Банки имеют возможность проверять действительность паспорта на сайте Федеральной миграционной службы только в ручном режиме. Возможность проверки паспортов с использованием электронных запросов не предусмотрена.

Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день создана и развивается федеральная система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), к которой подключены все банки в рамках работы с ГИС ГМП. Федеральная миграционная служба также зарегистрирована в СМЭВ (сервис с идентификатором SID0003418). Данный сервис предоставляет возможность осуществлять проверку действительности паспортов значительно быстрее и технологичнее, не прибегая к ручному вводу информации. Однако, несмотря на наличие существенно более эффективного способа для проверки действительности паспортов, пункт 2.2 Положения № 262-П прямо не разрешает банкам его использование.

Нормативное ограничение в использовании иных, помимо сайта ФМС России, сервисов по проверке паспортов на практике приводит к существенным временным и трудовым затратам для банков, замедляет и осложняет процесс проведения банковских операций.

Ответ Центрального Банка по второму, третьему и четвертому вопросам:
Департамент располагает информацией о тех проблемах, с которыми сталкиваются кредитные организации при выполнении требований о проверке действительности паспортов физических лиц через информационный сервис «Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» на официальном сайте ФМС России в сети Интернет.

В настоящее время Департаментом проводятся консультации на предмет определения действий кредитных организаций при возникновении технических проблем, связанных с выполнением требований Банка России. По результатам консультаций информация о возможных действиях будет доведена до кредитных организаций дополнительно.

Дополнительно отмечаем, что по информации, полученной из ФМС России, в настоящее время в целях проверки действительности паспортов при проведении идентификации клиентов кредитные организации помимо ресурса, размещенного на сайте ФМС России, могут использовать вариант обмена сведениями с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Кредитные организации подключаются к СМЭВ как участники Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

В связи с изложенным, полагаем возможным кредитным организациям в соответствии с пунктом 2.2 Положения № 262-П при наличии возможности использовать зарегистрированный в продуктивной среде СМЭВ электронный сервис ФМС России для проверки паспортов граждан Российской Федерации на предмет определения их статуса.

В случае если при проверке действительности паспорта физического лица на сайте ФМС России кредитной организацией получен ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится», кредитная организация может отказать такому лицу в приеме на обслуживание либо в выполнении распоряжения о совершении операции до получения официального ответа территориального подразделения ФМС России о действительности паспорта данного лица.

В случае если при проверке действительности паспорта физического лица на сайте ФМС России кредитной организацией получен ответ о недействительности паспорта, кредитной организации следует отказать такому лицу в приеме на обслуживание либо в выполнении распоряжения о совершении операции до представления клиентом доказательств, подтверждающих действительность паспорта (например, официального ответа территориального подразделения ФМС России о действительности паспорта данного лица).
Мой комментарий: Статистика проверки паспортов на сайте ФМС (по данным начальника отдела открытия счетов Сбербанка Банка Ирины Войтенко) показывает, что база данных ФМС на официальном сайте выдает формулировку «в электронных учетах ФМС в настоящее время не значится» на один подлинный паспорт из 10 (см. http://izvestia.ru/news/572185#ixzz34OsLVqxT ), т.е. каждому десятому обращающемуся за банковскими услугами клиенту отказывают в их предоставлении.

Соглашусь с мнением председателя Союза прав потребителей Петра Шелища, который считает, что несправедливо отказывать клиенту в обслуживании из-за неполноты информации на сайте ФМС и перегрузки сайта. «Технические проблемы не должны стать препятствием для получения банковских услуг. Тем более нельзя требовать от самих граждан совершать действия по подтверждению подлинности паспорта, которые они не должны совершать. Получается, чтобы прийти в банк, нужно будет потратить время и деньги для получения дополнительных документов».

С моей точки зрения, подобный переход на «электронное взаимодействие» лишь компрометирует идею использования информации государственных баз данных для принятия решений.

Что касается отказа в предоставлении банковской услуги из-за отсутствия достоверной информации в государственной базе данных Федеральной миграционной службы, то отмечу, что все, кто из-за этого пострадал, вполне могут подать жалобу в прокуратуру на некачественное предоставление ФМС государственной услуги, за что предусмотрены немаленькие штрафы, либо обратиться в суд с иском к банку и ФМС о возмещении ущерба.

Источники: Консультант Плюс, сайт Ассоциации Российских Банков, газета «Известия»
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160154
http://arb.ru/b2b/docs/otvet_tsb_rf_na_pismo_arb_o_primenenii_polozheniya_banka_rossii_262_p-9818760/?sphrase_id=62302
http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_predsedatelyu_banka_rossii_nabiullinoy_e_s_o_poryadke_primeneniya_norm-9811972/?sphrase_id=62302  ).
http://izvestia.ru/news/572185#ixzz34OsLVqxT 

Комментариев нет:

Отправить комментарий