Я уже рассказывала о том, что главным камнем преткновения при согласовании нового «Перечня документов, образующихся в деятельности кредитных организаций» оказался – кто бы мог подумать? - вопрос о сроках хранения паспортов сделок. Об этом в мае 2015 года рассказывал в своем выступлении на Инфодокум-2015 директор Всероссийского научно-исследовательского института делопроизводства и архивного дела М.В.Ларин (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/06/blog-post_83.html ).
В докладе А.Н.Артизова на Совете по архивному делу, состоявшемся 22 сентября 2015 года в Ярославле, было сказано, что при согласовании проекта Перечня Банк России предложил установить паспортам сделок временный срок хранения, и что это потребует внесения изменений в Перечень типовых управленческих документов (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/10/blog-post_19.html ).
Руководитель Росархива отметил, что в Центральную экспертно-проверочную комиссию при Федеральном архивном агентстве (ЦЭПК) поступило официальное предложение Банка России о внесении изменений в статью типового Перечня. Выписка из решения ЦЭК Банка по данному вопросу была направлена на рассмотрение членов ЦЭПК, в ряд архивных служб субъектов РФ и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ( http://archives.ru/reporting/report-artizov-2015-sovet.shtml )
Предложения Банка России об изменении срока хранения паспортов сделок, установленного «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» были рассмотрены на заседании ЦЭПК 29 декабря 2015 года (см.: http://archives.ru/press/29-12-2015-cepk.shtml ). Правда, в информационном сообщении о заседании не сообщалось, какой срок все-таки был установлен.
На официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения 15 января 2016 года Министерство культуры опубликовало проект приказа «О внесении изменений в Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Предполагается дополнить статью 453 «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» примечанием: «В кредитных организациях – 15 лет».
Для справки: В настоящее время статья 453 Перечня сформулирована следующим образом:В пояснительной записке к проекту приказа отмечается, что одновременно следующие изменения вносятся в статью 227 проекта Перечня документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения:
453 Паспорта сделок - Постоянно <**> При ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов.
227. Досье валютного контроля:Мой комментарий: В данном случае, меня волнует только один вопрос - новые сроки хранения по-прежнему противоречат срокам хранения, установленным для паспортов сделок законом и подзаконными нормативно-правовыми актами. Это означает, что их правомочность можно оспорить в судебном порядке – а можно и просто игнорировать.
а) справки, договоры, соглашения, контракты, заявления, информации и иные документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций - 5 лет после закрытия паспорта сделки
б) паспорта сделок - 15 лет после закрытия паспорта сделки
в) ведомости банковского контроля - постоянно
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗС моей точки зрения, подобными решениями ЦЭПК сам ставит под сомнение свою компетентность и право на существование. Если члены ЦЭПК всерьёз считали, что закон ошибается, им следовало бы обратиться в соответствующие органы, имеющие право законодательной инициативы, с мотивированным предложением об изменении законодательства – однако они, видимо, считают себя выше закона.
Статья 24. Права и обязанности резидентов и нерезидентов
2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
…
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»
4.4. Информация, содержащая данные по валютной операции, хранится уполномоченным банком в электронном виде не менее трех лет после даты проведения соответствующей операции.
Информация, содержащая данные по валютной операции, проведенной по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, хранится уполномоченным банком в электронном виде не менее трех лет после даты закрытия паспорта сделки.
19.8. Уполномоченный банк хранит документы по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, в сроки, установленные уполномоченным банком, но не менее трех лет с даты закрытия ПС.
В иных случаях документы хранятся в уполномоченном банке не менее трех лет с даты проведения соответствующей валютной операции.
Плохо, что члены ЦЭПК и Росархив не несут никакой ответственности за причиняемый ими экономике РФ ущерб. Стоило бы дать право заинтересованным организациям требовать от Росархива возмещения расходов, вызванных необоснованно длительным хранением документов в соответствии с положениями Перечней :)
Источник: Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru/projects#npa=45281
Н.Х. пишет "Стоило бы дать право заинтересованным организациям требовать от Росархива возмещения расходов, вызванных необоснованно длительным хранением документов в соответствии с положениями Перечней :)"
ОтветитьУдалитьКакая Вы кровожадная дама, Наталья. Хоть у Вас и очаровательная улыбка.