четверг, 25 февраля 2016 г.

Позиция Росархива по вопросу хранения документов технической инвентаризации


Я уже рассказывала на своем блоге о законодательных новшествах по вопросу организации хранения документов технической инвентаризации (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/02/blog-post_38.html )
Для справки: Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» был дополнен новыми положениями (см. ст. 45 «Ранее учтенные объекты недвижимости»), согласно которыми технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и  технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) были отнесены к собственности субъектов РФ, на которых были переложены полномочия по их хранению. Постоянное хранение и использование этой документации должно осуществляться в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ (п.2.2).
Росреестр не стал долго ждать и с начала года принялся реализовывать новые законодательные нормы, а именно, решать судьбу документов бюро технической инвентаризации (БТИ). Он направил в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ письмо от 27 января 2016 г. № 02-исх/00885-КК/16 по вопросам реализации положений пункта 2.2 статьи 45 федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела и государственных архивов субъектов РФ.

Обнаружить текст данного письма в открытом доступе, к сожалению, не удалось, но коллеги-архивисты помогли и прислали мне его копию, за что им огромнейшее спасибо.

В письме Росреестра сообщается, что документация в настоящее время хранится в 83 филиалах ФГУП «Ростехинвнтаризация – Федеральное БТИ», которое включено в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р.
Для справки: Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ») - крупнейшее предприятие на рынке земельно-имущественных отношений, входит в систему Министерства экономического развития Российской Федерации. Учредителями являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В письме отмечается, что «учитывая значимость хранящихся архивных материалов для повышения качества работы региональных органов власти и органов местного самоуправления, предлагается принять на хранение указанную документацию или оставить на постоянное хранение на Предприятии на договорной основе». Росреестр предлагает провести совещание региональных властей с филиалами ФГУП и до 1 марта 2016 года сообщить, какой вариант хранения документов выберет регион.

8 февраля 2016 года Федеральное архивное агентство (Росархив) направило в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ письмо № 7/279-А, в котором просило принять во внимание свою позицию при принятии решений о реализации положений пункта 2.2 статьи 45 ФЗ № 221.

Росархив в этом письме отмечает, что документы, образовавшиеся в процессе деятельности организаций технической инвентаризации, находятся в их делопроизводстве вплоть до сноса здания или сооружения, поэтому они не могут быть переданы на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы.
Письмо Федерального архивного агентства от 8 февраля 2016 года № 7/279-А

Эти документы могут быть отнесены к составу Архивного фонда РФ лишь после сноса здания или сооружения и проведения в установленном порядке экспертизы их ценности в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Как правило, это касается только технических паспортов тех снесенных зданий и сооружений, которые были отнесены в установленном порядке к памятникам истории и культуры.
Росархив также напомнил, что порядок приема архивных документов на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы определен пунктом 4.4.1 «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19. Согласно этому порядку, архивные документы передаются на постоянное хранение в упорядоченном состоянии по описям, утвержденным экспертно-проверочными комиссиями уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

Росархиву «очевидно», что применить эту норму архивного законодательства к документации БТИ в силу специфики организации ее хранения и использования невозможно.

Мой комментарий: На мой взгляд, эта правовая проблема в значительной степени надуманная, достаточно изменить норму законодательства – и, как мы знаем по опыту, когда Правительству это нужно, законодательство меняется с головокружительной скоростью. У нас в стране многие крупные комплексы документов имеют специфику в организации хранения, например, видеофотофонодокументы. И ничего, для их хранения даже специальные архивы созданы. Почему же для документации БТИ нельзя пойти по такому же пути?

Росархив также сообщил, что орган исполнительной власти субъекта РФ вправе самостоятельно определять организации, которые будут осуществлять временное и постоянное хранение документов, образовавшихся в результате деятельности организаций по государственному учету и технической инвентаризации, а также орган, который будет устанавливать порядок их постоянного хранения и инвентаризации.

По мнению Росархива, «передача таких полномочий уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела и, соответственно, государственным архивам субъектов Российской Федерации вступит в противоречие с нормами действующего архивного законодательства».

Мой комментарий: Вот теперь все встает на свои места. Поскольку законом обязанности по организации хранения документов возложены на субъекты РФ, естественным решением для них будет поручить хранение документов тем органам и организациям, которые наиболее подготовлены и обладают необходимыми знаниями, навыками, помещениями и оборудованием.

А вот насчет законодательства Росархив слегка лукавит. Законы пишутся людьми, и (в идеале) в интересах страны, а не отдельного ведомства. С моей точки зрения, в данном случае, «плясать» нужно от интересов самих регионов, поскольку ценность и значимость этих документов может быть гораздо выше, чем многих других документов, которые в настоящее время хранятся в государственных архивах.

Не будучи вполне уверенным, что на это письмо хоть кто-то в регионах обратит внимание, Росархив направил еще одно письмо от 8 февраля 2016 года № 7/280-А в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела. В нем он просил «в связи с необходимостью скорейшего информирования высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации о позиции Росархива» фактически проконтролировать его получение и, самое главное, прочтение.

Мой комментарий: Как мне кажется, Росархив занимает неконструктивную и негосударственную позицию. Впрочем, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архивного дела в нашей стране, является Министерство культуры РФ, которое вообще пока себя никак не проявило.

С моей точки зрения, уповать на то, что руководители регионов озаботятся вопросами соблюдения буквы архивного законодательства – наивность. Привлечь их внимание к данной проблеме можно было бы иначе: объяснить тем, кто это ещё не понял, что за спиной регионов, без согласования с ними было принято решение «подарить» им огромные массивы информации, финансировать которые теперь придется из регионального бюджета. Не думаю, что все это понравится, финансовое положение в регионах сложное, и не все сумеют найти способы монетизировать данные информационные активы.

(Продолжение см. в завтрашнем посте)

Источник: сайт Федерального архивного агентства / Консультант Плюс
http://archives.ru/documents/letter-08-02-2016.shtml
http://archives.ru/documents/letter-280-08-02-2016.shtml
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183390 

Комментариев нет:

Отправить комментарий