В журнале «Российская Федерация сегодня» № 02 за 2016 год опубликовано интервью руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова ««Архивная революция» продолжается», см. http://www.russia-today.ru/article.php?i=1770 .
В основном речь в интервью идет о том, какие новые сборники архивных документов будут опубликованы в этом году. Будущему же архивной отрасли были посвящены два вопроса.
На вопрос о том, что нового привнесло время, А.Н.Артизов отметил, что «оно [архивное дело] не стоит в стороне от технического прогресса». Но вот только этот прогресс руководитель Росархива видит лишь в активном переводе в электронную форму наиболее востребованных фондов. При этом он считает, что благодаря этому каждый год число пользователей архивов прирастает почти на пять процентов.
Мой комментарий: С этим утверждением мне трудно согласиться. Да, доступность архивной информации - вещь важная, но, с моей точки зрения, рост числа пользователей не зависит от того, в каком виде пользователь читального зала получает доступ к архивным документам (в виде подлинников или их электронных копий). На это сильнее влияют другие факторы.
Сейчас большинство заинтересованных в архивных документах лиц, как мне кажется, предпочло бы работать с ними в удаленном режиме через Интернет - а такой возможностей архивы, в большинстве случаев, не предоставляют.
Отмечу также, что в статье под названием «Архивная революция» вообще не затронут вопрос об электронных документах и архивах, без чего говорить о какой-либо революции в отрасли бессмысленно.
Второй вопрос касался законодательного обеспечения отрасли. А.Н.Артизов рассказал о законодательных инициативах агентства:
«Архивная революция» продолжаетсяМой комментарий: Сомневаюсь, что в текущей финансовой ситуации первая инициатива пройдет, поскольку наделение полномочиями регионов неразрывно связано с вопросом о финансировании хранения федеральных документов в региональных архивах. В настоящее время сложно рассчитывать на то, что кто-либо согласится выделить на это деньги.
Действующему ФЗ об архивном деле уже более десяти лет, и понятно, что есть необходимость в коррекции законодательства. У нас есть конкретные инициативы.
Это, во-первых, законопроект о наделении субъектов РФ полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов территориальных органов и федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории регионов.
Во-вторых, законопроект о сокращении срока хранения документов по личному составу, созданных после 2003 года.
В-третьих, внесение изменений по совершенствованию контроля над соблюдением законодательства в области архивного дела, а также усиления ответственности за непередачу на хранение в архивы документов ликвидируемых организаций.
Закон о сокращении сроков хранения документов по личному составу вот-вот будет принят. Его рассмотрение во втором чтении запланировано на 17 февраля 2016 года. Однако я совсем не уверена, что данной законодательной инициативой можно гордиться – вопрос толком не изучался, решение принималось не знающими положения дел бюрократами «с потолка», без оглядки на позицию наиболее заинтересованного государственного органа (Пенсионного фонда), что в конечном счете чревато риском социальных потрясений на местах.
Что касается вопросов контроля над исполнением архивного законодательства и ужесточением наказания за несохранение документов ликвидированных организаций, то тут также есть много подводных камней. Прежде всего, уже сейчас разрабатывается новая концепция реорганизации органов государственного контроля с целью снять излишнее давление на бизнес. В этой связи могут быть неправильно поняты попытки, наоборот, «закрутить гайки». Можно лишь приветствовать инициативу по ужесточению ответственности, однако, как мне кажется эта инициатива опоздала на 30 лет, и сейчас последствия этого опоздания «пожинают» сотни тысяч наших пенсионеров, которые не могут в полной мере подтвердить свои пенсионные права.
См. подробнее: сайт журнала «Российская Федерация сегодня.
http://www.russia-today.ru/article.php?i=1770
Дополнение
17 февраля 2016 года законопроект принят в третьем чтении, «за» проголосовали 387 депутатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий