вторник, 23 февраля 2016 г.

Обращения граждан: Анонимки могут быть признаны «вне закона»?


За последний месяц неожиданно в ряде выступлений высокопоставленных лиц был затронут вопрос об обращениях граждан. Это наводит на мысль о том, что в ближайшее время возможны инициативы по внесению изменений в соответствующее законодательство.

Так, тема обращений граждан была поднята на Первом российском форуме «Интернет Экономика 2015», который прошел 21-22 декабря 2015 года в Москве. Среди докладчиков на форуме был заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев, который в своем выступлении высказал следующее точку зрения: «Нужно улучшить сервис обращений граждан: сейчас они делают это через электронную почту, фактически анонимно. Нужна новая система, с электронной идентификацией».

Мой комментарий: Эта цитата из выступления была размещена на сайте форума. К сожалению, самого текста или видеозаписи доклада мне обнаружить не удалось.

На форуме президент Фонда информационной демократии Илья Массух представил президенту РФ проект «Российская общественная инициатива» (РОИ). При обсуждении результатов проекта речь зашла не только об инициативах граждан, но и об их обращениях. В материалах, опубликованных по итогам форума, Массух сообщил, что Президент дал поручение «работать с аудиторией и обращать внимание на пожелания граждан, которые выражаются не только в виде инициатив, но и виде обращений».
Фонд информационной демократии после этого выступил с инициативой создания электронной книги жалоб.

По мнению Массуха, сложность системы заключается в необходимости подключения к ней всех органов власти, в том числе региональных. «Это технически и организационно сложный проект - предстоит обеспечить надёжную аутентификацию заявителей, разработать процедуру передачи жалоб контролирующим органам власти - Роспотребнадзору, в частности», - отметил он.

Инициативу планируется реализовать в виде государственно-частного партнерства. Государство предоставляет проекту IT-инфраструктуру электронного правительства (в частности, ЕСИА), а оператором системы станет НКО.

В несколько в другом ракурсе вопрос об обращениях граждан был также поднят на Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес– национальная идея?», организованном Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», который проходил 19–20 января 2016 года в Москве. На встрече с Президентом РФ участники форума рассказывали о том, что мешает развиваться бизнесу.

Президент «ОПОРА РОССИИ» Александр Сергеевич Калинин в своем выступлении затронул несколько острых вопросов, в том числе и проблему роста числа внеплановых проверок. При этом он посетовал на то, что информационные технологии сыграли «не очень хорошую шутку, потому что сегодня разрешены жалобы в режиме онлайн», на основании которых и назначаются проверки.
А.С. Калинин Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Нам приводили примеры, когда поступает жалоба с подписью «Гельмут Коль»– из жизни ситуация. Тем не менее если эта жалоба зарегистрирована и там говорится о какой то угрозе жизни и здоровью, то проверяющий орган должен прийти.

Мы считаем, что должны быть внесены изменения в закон о работе с жалобами граждан. Контрольные и надзорные органы – а у них такие полномочия есть – обязаны проводить идентификацию личности, которая обращается с соответствующей жалобой. Естественно, это должно быть конфиденциально. Тогда мы исключим таких псевдо-Колей, которые, в принципе, занимаются тем, что сводят счёты иногда, занимаются недобросовестной конкуренцией. Наш основной принцип – консультирование вместо штрафа – тогда действительно войдёт в повседневный обиход. Контрольные органы и бизнес будут уважать и ценить друг друга, потому что и те, и другие выполняют очень значимую социальную функцию.
В.В. Путин поддержал позицию предпринимателей по поводу жалоб. По мнению Президента «все жалобы, в том числе в интернете, конечно, должны быть индивидуальными. Это касается не только жалоб в области работы малого и среднего бизнеса. Вообще в целом, конечно, в интернете легко прятаться, хамить, обзываться и при этом заявлять свою какую-то крайнюю позицию. При этом ещё неизвестно, кто это делает. Но если у человека есть какая-то позиция, есть какие-то претензии – пусть он скажет, назовёт себя. Иначе это не претензия и не жалоба, это анонимка …».

26 января 2016 года Президент РФ подписал перечень поручений по итогам первого российского форума «Интернет Экономика», в котором есть и такое:
15. Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, АНО «Институт Развития интернета» и Фондом развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии» представить предложения по созданию единого механизма учёта жалоб граждан Российской Федерации.

Срок – 1 мая 2016 г.
Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С, Массух И.И.
Мой комментарий: Хотя я не сторонник анонимок, но опыт показывает, что значительная часть наших граждан просто боится указывать в жалобах свои персональные данные, особенно если речь идет о преступлениях и нарушениях. Другое дело, что анонимностью часто пользуются и те, кто подает необоснованные жалобы, натравливая, таким образом, контролирующие органы на конкурентов. Поэтому вопрос об анонимках не так прост, как кажется.

Источник: Экспертный центр электронного государства / Официальный сайт Президента РФ
http://d-russia.ru/rossiyane-mogut-poluchit-elektronnuyu-knigu-zhalob-v-2017-godu.html http://kremlin.ru/events/president/news/51186
http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51235

Комментариев нет:

Отправить комментарий