Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи»» ужесточил требования к деятельности удостоверяющих центров.
Эти изменения ожидались давно, поскольку вопросов к деятельности УЦ накопилось много. Можно выделить три группы изменений:
- Более подробно регламентирована процедура выпуска УЦ сертификата ключа проверки подписи;
- Уточнено содержание информации в сертификатах;
- Значительно увеличены требования к чистым активам УЦ и их финансовому обеспечению за убытки, причиненные третьим лицам.
Одновременно УЦ «осуществляет в соответствии с правилами подтверждения владения ключом электронной подписи подтверждение владения заявителем ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному им для получения сертификата ключа проверки электронной подписи».
Мой комментарий: Насколько эти требования усложнят работу удостоверяющих центров, реально можно будет оценить только после утверждения подзаконных нормативно-правовых актов и установления соответствующих требований к этой работе.
Обязанности удостоверяющего центра в этой связи расширены, и теперь он должен отказать заявителю в создании сертификата ключа проверки электронной подписи в случае:
- Если не было подтверждено то, что он владеет ключом электронной подписи, который соответствует ключу проверки электронной подписи, указанному им для получения сертификата;
- Отрицательного результата проверки в реестре сертификатов уникальности ключа проверки электронной подписи, указанного им для получения сертификата.
Мой комментарий: Интересно, это только мне одной данная формулировка кажется непонятной?
Определен еще один важный момент. Теперь удостоверяющий центр вправе наделить третьих лиц (далее - доверенные лица) полномочиями только по вручению сертификатов от имени этого удостоверяющего центра (ранее УЦ имел право наделить полномочиями создавать сертификаты - Н.Х.). При вручении сертификата доверенное лицо обязано установить личность получателя либо полномочия лица, выступающего от его имени.
Уточнено содержание сертификата ключа проверки электронной подписи (ст. 14), в котором должны быть указаны:
- Уникальный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, даты начала и окончания срока действия такого сертификата;
- Уникальный ключ проверки электронной подписи.
- Не подтверждено, что владелец сертификата владеет ключом ЭП, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате;
- Установлено, что содержащийся в таком сертификате ключ проверки ЭП уже содержится в ином ранее созданном сертификате;
- Вступило в силу решение суда, которым, в частности, установлено, что сертификат содержит недостоверную информацию.
В статье 15. установлены новые требования к аккредитованным удостоверяющим центрам. Аккредитованный удостоверяющий центр:
- Для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром (п.2.1.).
- Обязан выполнять установленный порядок реализации функций и исполнения обязанностей в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом требованиями (п.5);
- Не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от его имени (п.6);
- Несет гражданско-правовую и/или административную ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение установленных обязанностей (п.7).
- Стоимость чистых активов удостоверяющего центра должна составлять 7 миллионов рублей (ранее требовалось - не менее чем 1 миллион рублей);
- Наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки ЭП, выданном таким УЦ, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой УЦ – от 30 до 100 миллионов рублей. (ранее - не менее чем 1,5 миллиона рублей);
- Наличия у УЦ средств, позволяющих при обращении участника электронного взаимодействия устанавливать и подтверждать действительность квалифицированного сертификата на момент подписания электронной подписью электронного документа и имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (вступает в силу с 31 декабря 2016 года);
- Наличие у удостоверяющего центра порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей;
Мой комментарий: Таким образом, все аккредитованные удостоверяющие центры будут обязаны подключиться к системе СМЭВ. Без этого они просто не смогут начать работу.
В статье 17 уточнено, какую информацию о владельце должен содержать квалифицированный сертификат.
- Для физического лица - фамилия, имя и отчество (если имеется);
- Для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (если имеется) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя - владельца квалифицированного сертификата;
- Для российского юридического лица - наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер;
- Для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) - либо наименование, место нахождения, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Законом установлен запрет операторам следующих информационных систем требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в иных информационных системах:
- Государственных и муниципальных информационных систем;
- Информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами;
- Информационных систем общего пользования не вправе.
В статье 18 «Выдача квалифицированного сертификата» изменена процедура представления документов и информации в УЦ. После того, как заявитель предоставит в УЦ информацию, документы или их надлежащим образом заверенные копии. аккредитованный удостоверяющий центр с использованием инфраструктуры осуществляет проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем. Для заполнения квалифицированного сертификата аккредитованный УЦ запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов:
- Выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя - юридического лица;
- Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителя - индивидуального предпринимателя;
- Выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении заявителя - иностранной организации.
Мой комментарий: Процедура выдачи сертификатов напрямую завязана на проверке и подтверждении достоверности информации и документов заявителей. Следует учитывать, что УЦ придется не только проводить проверки, но и тщательно документировать все процедуры, поскольку наверняка этот вопрос будет контролироваться, и за его нарушение УЦ будут привлекаться к ответственности.
Удостоверяющие центры, имеющие действующую аккредитацию на день вступления в силу новых законодательных норм, обязаны в течение одного года обеспечить соответствие новым требованиям, предъявляемым к аккредитованным удостоверяющим центрам (ст.2).
Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191492;
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&72CFD8D24553534D43257DAB004A0098
Комментариев нет:
Отправить комментарий