Данная статья Мари Вульф (Marie Woolf) была опубликована 12 декабря 2022 года на сайте канадского издания «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail).
Майкл Верник (Michael Wernick), который в федеральном правительстве Канады с 2016 по 2019 год занимал должность секретаря Государственного совета (Clerk of the Privy Council – т.е. возглавлял государственную службу Канады) говорит, что в Оттаве в целом не уделялось должного внимания управлению документами и царил «полный беспорядок». Фото: Chris Wattie/Reuters
Бывший глава федеральной государственной службы считает, что пренебрежительное отношение и недостаточные инвестиции в управление документами подрывают доверие к «высокопарным заявлениям» правительства Канады о его приверженности открытому правительству, и затрудняют поиск тех документов, которые люди запрашивают в соответствии с законом о свободе доступа к государственной информации.
Майкл Верник говорит, что архивы органов федерального правительства напоминают сцену из фильма об Индиане Джонсе: многочисленные короба с документами ждут, чтобы их отсканировали, отсортировали и упорядочили.
В интервью газете «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail) Верник отметил, что «язык открытого правительства»… построен на «очень шатком фундаменте» из-за отсутствия инвестиций в упорядочение документов, которое позволило бы легко их находить.
По его словам, когда речь заходит о заявленной Оттавой приверженности открытому правительству, существует разрыв «между риторикой и исполнением». «Как и во многих других аспектах деятельности этого правительства… существует разрыв между возвышенным языком и исполнением», - сказал он. «Вы обнаружите, что положение дел очень неоднородное».
Национальный план действий Оттавы по развитию открытого правительства (National Action Plan on Open Government) обязывает федеральное правительство быть более прозрачным и подотчётным.
Закон о доступе к информации (Access to Information Act) также обязывает правительство обеспечить упорядочение документов и ежегодно публиковать справочники, помогающие людям их находить. Данный закон требует от правительства публиковать подробное описание видов документов, хранящихся в министерствах и ведомствах.
«Главная цель открытого правительства - это сделать правительство более доступным для всех и каждого. Это означает предоставление общественности и деловым кругам Канады более широкого доступа к государственным данным и информации», - говорится на официальном веб-сайте, посвященном открытому правительству.
Г-н Верник, который с 2016 по 2019 год был высшим должностным лицом федерального правительства – секретарём Государственного совета - говорит, что в Оттаве в целом не уделялось должного внимания управлению документами и царил «полный беспорядок».
Документы на флоппи-дисках, дискетах, в бумажных делах и коробах, а также на серверах и в Облаке, были рассеяны по различным министерствам и ведомствам.
Верник сообщил нашей газете, что некоторые федеральные ведомства и учреждения хорошо организовали свои документы и внедрили инструменты, позволяющие их легко находить, - но в других ведомствах и учреждениях ситуация была хаотичной.
«Как и во многих других вопросах, можно найти локальные примеры прекрасных практик и увидеть, как делаются действительно замечательные вещи, - но при этом также есть другие области, где… ржавчина и беспорядок. Предпринимаемым усилиям недостаёт последовательности», - подчеркнул он.
По словам Верника, объёмы производимой федеральным правительством информации, включая электронную почту, превышает его «способность всё это переварить» - провести оцифровку и сканирование.
У архивной службы правительства, по его словам, имеется «огромный склад, как в фильмах об Индиане Джонсе», полный коробами с документами, которые ждут упорядочения, но на это нет ни людей, ни денег.
Верник считает, что следует больше инвестировать в развитие инструментов поиска, чтобы государственные документы можно было легко находить, в том числе в том случае, если кто-либо запрашивает их в соответствии с законами о свободе доступа к государственной информации. По его словам, упорядочение документов также будет способствовать выполнению федеральной политике упреждающего раскрытия информации (т.е. публикации в открытом доступе государственной информации, не дожидаясь поступления многочисленных запросов о предоставлении к ней доступа – Н.Х.).
«Что действительно важно, так это навигация и управление документами. Это делается так неравномерно», - сказал он.
Г-н Верник подчеркнул, что в отношении некоторых накопившихся за несколько столетий документов, а также стоп бумаг и великого множества электронных писем, решить, что именно следует сохранить для потомков - это искусство.
По его словам, поиск, извлечение и управление информацией должны быть неотъемлемой частью повестки дня открытого правительства, включая вопросы маркировки, классификации и сортировки документов, - но сейчас эти вопросы находятся далеко внизу в списке приоритетов правительства.
Он сказал, что «инвестиции в базовые меры консервации и реставрации» и в защиту документов от повреждения водой и огнём также имеют решающее значение для того, чтобы предотвратить их деградацию.
В прошлом месяце г-н Верник высказал комитету Палаты общин своё мнение о том, что офисы премьер-министра и федеральных министров больше не следует освобождать из-под действия закона о доступе к информации, и что на Оттаву должна ложиться бóльшая ответственность за опережающее раскрытие для общественности насколько возможно большего количества информации.
Моника Гранадос (Monica Granados), пресс-секретарь президента Совета казначейства Моны Фортье (Mona Fortier), заявила, что правительство «закрепило в законе опережающую публикацию, усилив тем самым открытость и прозрачность в масштабе всех органов правительства».
Она также отметила, что «портал открытого правительства в настоящее время содержит 34 тысяч записей данных/информации, 2 миллиона упреждающе раскрытых материалов из более чем 160 учреждений, а также сводки выполненных запросов на доступ к государственной информации».
Мари Вульф (Marie Woolf)
Источник: сайт издания «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail)
https://www.theglobeandmail.com/politics/article-government-archives-record-keeping/?
Комментариев нет:
Отправить комментарий