четверг, 19 января 2023 г.

Правила нотариального делопроизводства: Особенности работы с электронными документами

Приказом Минюста России от 14 декабря 2022 года № 394 и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 28 ноября 2022 года № 21/22 утверждены «Правила нотариального делопроизводства». В разделе XV установлены особенности работы с электронными документами.

Нотариусом принимаются, создаются и используются электронные документы (п.168):

  • Исходно создаваемые в электронной форме без предварительного документирования их на бумажном носителе;

  • Полученные в результате сканирования документов на бумажных носителях.

Юридическая значимость электронных документов, представляемых нотариусу для совершения нотариальных действий, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.169).

Обращения граждан и организаций, поступившие в форме электронного документа, в том числе не подтвержденные электронной подписью, рассматриваются в порядке, предусмотренном Правилами.

При получении электронных документов, подписанных УКЭП, нотариус осуществляет проверку ее подлинности (п.170).

Проверка подлинности УКЭП, с помощью которой подписаны электронные документы, осуществляется с использованием средств единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС) либо с использованием специального программного обеспечения, имеющегося у нотариуса (п.171).

Электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с Правилами и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением собственноручной подписи нотариуса и оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

Электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с правилами, установленными для направления запросов в государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, ЕИС.
Юридическая значимость электронных документов, создаваемых нотариусом, исходящих от нотариуса, подтверждается УКЭП нотариуса.

Нотариус осуществляет ведение в ЕИС следующих электронных книг и журналов (172):

  • Журнала регистрации входящей корреспонденции;

  • Журнала регистрации исходящей корреспонденции;

  • Журнала регистрации постановлений об отказе в совершении нотариального действия;

  • Книги учета депозитных операций;

  • Книги учета наследственных дел;

  • Книги учета заявлений (поручений) о принятии мер по охране наследства и управлению им.

Хранение электронных журналов осуществляется средствами ЕИС.

Доступ к сведениям, содержащимся в журнале регистрации постановлений об отказе в совершении нотариального действия, имеет любой нотариус.

Доступ к сведениям, внесенным нотариусом в иные электронные журналы, имеет только нотариус, внесший соответствующие сведения, или нотариус, которому передан его архив.

Технические ошибки, допущенные при внесении сведений в разделы книг и журналов, ведущихся в ЕИС, исправляются незамедлительно при их обнаружении (п.173).

Электронные документы, исходящие от нотариуса, заверяются УКЭП нотариуса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляются адресату с использованием компьютерных сетей либо передаются на личном приеме на отчуждаемых машинных носителях (CD/DVD - ROM, флеш-картах или иных устройствах, используемых для хранения информации) (п.174).

При поступлении электронных документов, информацию из которых необходимо приобщить к делу, в дело на бумажном носителе помещается образ электронного документа на бумажном носителе.

Электронные документы, в том числе нотариальные документы, номенклатура дел, итоговая запись, описи дел, акты приема-передачи дел нотариуса в нотариальный архив, книги, журналы и реестры, хранящиеся в ЕИС, не формируются в дела на бумажных носителях (п.175).

Поступившие нотариусу или исходящие от нотариуса электронные документы, подлежащие регистрации, хранятся в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе (п.176).

Мой комментарий: С моей точки зрения, в данном случае ключевым моментом является то, что нотариусы постарались максимально исключить дублирование документов одновременно на бумаге и в электронном виде. Более того, основные книги регистрации и учета не просто переведены в электронный вид - они будут вестись в ЕИС нотариата, что значительно повышает их уровень надёжности, поскольку в этом случае они выводятся из-под полного контроля нотариуса.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=434494

Комментариев нет:

Отправить комментарий