пятница, 20 января 2023 г.

Утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, часть 1

Приказом ФНС России от 29 декабря 2022 года №ЕД-7-19/1295@ «в целях улучшения качества предоставляемых государственных услуг и оптимизации форматов документов, предоставляемых налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи» утверждены «Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме». Приказ вступил в силу с 1 января 2023 года.

Методические рекомендации разработаны в целях реализации электронного документооборота с использованием электронной подписи (ЭП) между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями) при предоставлении им информационных услуг в электронной форме, перечень информационных услуг, которые можно получить по запросу на предоставление информационных услуг в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков (запрос), направленному в налоговый орган, а также порядок информирования налогоплательщиков на основании обращений, поступивших в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или личный кабинет налогоплательщика (обращение).

Содержание документа следующее:

1. Общие положения

2. Индивидуальное информирование налогоплательщиков в электронной форме на основании Запросов

3. Индивидуальное информирование налогоплательщиков в электронной форме на основании Обращений

4. Требования к хранению электронных документов

5. Действия при нештатных ситуациях в электронном документообороте

В ответ на запрос программным обеспечением налогового органа формируются следующие электронные документы (п.1.2):

  • Перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году (перечень);

  • Акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа (акт сверки);

  • Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (справка об исполнении обязанности);

  • Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа;

  • Справка о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В процессе электронного документооборота используются следующие технологические электронные документы (ЭД) (п.1.3):

  • Информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

  • Квитанция о приеме ЭД;

  • Уведомление об отказе в приеме ЭД;

  • Подтверждение даты отправки ЭД;

и технологические электронные сообщения:

  • Извещение о получении ЭД;

  • Сообщение об ошибке.

Ответы на запросы формируются в автоматическом режиме на основании данных информационных ресурсов налоговых органов в установленных форматах.
Формы документов представляют собой файлы формата RTF, XML, PDF. При этом имена файлов формата RTF должны соответствовать имени файла формата XML (п.1.4).

При предоставлении налогоплательщику (представителю) информационных услуг в целом по организации и справки об исполнении обязанности - документы представляют собой файлы формата XML (п.1.5).

При превышении размера файла документа, предоставляемого в ответ на запрос, 70 Мбайт, указанный документ предоставляется только в формате XML.

Право подписи документов, участвующих в электронном документообороте, имеют (п.1.6):

  • Налогоплательщики (представители налогоплательщиков),

  • Должностные лица налогового органа и

  • Операторы электронного документооборота (оператор ЭДО),

чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации

Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяющихся для автоматического создания ЭП в Системе.

Индивидуальное информирование налогоплательщиков в электронной форме на основании запросов
 
Предоставление налоговыми органами информационных услуг в электронной форме по ТКС осуществляется, если налогоплательщик (представитель) взаимодействует с налоговыми органами по ТКС и зарегистрирован в качестве участника ЭДО в соответствии с требованиями системы (п.2.1).

В процессе ЭДО при представлении в налоговый орган запроса в электронной форме используются следующие технологические электронные документы:

  • Подтверждение даты отправки;

  • Информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, квитанция о приеме;

  • Уведомление об отказе в приеме;

  • Извещение о получении электронного документа.

Индивидуальное информирование налогоплательщиков в электронной форме на основании обращений
 
Индивидуальное информирование о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц осуществляется на основании письменных обращений и переданных в электронной форме по ТКС или личный кабинет (п.3.1).

Результатом предоставления услуги по информированию является письмо налогового органа и содержащее ответ или информацию для налогоплательщика (представителя) (п.3.3).

Направляемое через личный кабинет обращение в форме ЭД подписывается следующими видами ЭП:

  • Квалифицированной или неквалифицированной - для физических лиц (п.3.4):

  • Квалифицированной - для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговый орган, получив обращение через личный кабинет, направляет ему подтверждение даты отправки ЭД, извещение о получении ЭД и квитанцию о приеме ЭД (п.3.7).

Налоговый орган формирует в установленный срок ответ на обращение и направляет его в электронной форме через личный кабинет (п.3.8).

Мой комментарий: ФНС традиционно тщательно продумывает все технологические и организационные моменты взаимодействия, что создает комфортные условия для организации такого взаимодействия как налоговым органам, так и налогоплательщикам. 

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2023/01/2_01081040119.html )

Источник: Консультант плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=436469

Комментариев нет:

Отправить комментарий