понедельник, 28 сентября 2015 г.

Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что считать рекламой в интернете и как документировать доказательства


В письме Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 28 августа 2015 года № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»» разъяснены особенности применения законодательства о рекламе при её размещении в Интернете.

По мнению ФАС России, рекламой не является информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте или на страницах в социальных сетях производителя или продавца, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, проводимых ею акциях и мероприятиях и т.п.

В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. На такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Мой комментарий: Вместо того, чтобы насиловать терминологию и здравый смысл, утверждая, по сути дела, что размещенная на сайте производителя реклама таковой не является, ФАС лучше бы постарался грамотно изложить свою точку зрения, например, сказав, что «Закон о рекламе» не применяется в отношении информации, подпадающей под исключения, предусмотренные ст.2 Закона. Точка зрения ФАС, как мне представляется, мягко говоря, не совпадает с точкой зрения законодателя. Судите сами:
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Однако, по мнению ФАС, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Кроме того, ведомство не считает рекламой выдачу поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку «выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя».

Мой комментарий: Как говаривал старина Гендальф, «За что я люблю вас, хоббитов, так это за вашу незамутненность» :) Блажен, кто не в курсе того, как поисковые системы зарабатывают на продвижении определенных компаний и их продукции.

При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса) такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге, не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах, не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.

Следовательно, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя информация (за исключением, информации, размещенной на странице с результатами поиска, посредством использования системы контекстной рекламы) не подпадает под понятие рекламы, так как целью распространения данной информации является непосредственный ответ системы на запрос о ее предоставлении, и на такую информацию не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

При выявлении признаков нарушения законодательства РФ о рекламе сотрудники антимонопольных органов для целей дальнейшего применения административного воздействия вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства любыми способами. Для этих целей может быть составлен акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом, либо могут быть сделаны принт-скрины страниц сайта.

Мой комментарий: Было бы желательно уточнить, как правильно заверять эти принт-скрины.

Кроме того, могут быть использованы результаты поиска в архиве Интернета ( https://archive.org/web/ ).

При этом данные доказательства подлежат оценке при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе и дел об административных правонарушениях, в том числе с учетом иных имеющихся доказательств по делу.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185361

1 комментарий:

  1. По всей видимости, ФАС перепутала термин "реклама" с термином "спам".

    ОтветитьУдалить