Недавно на сайте государственного университета Клейтон (Clayton State University), штат Джорджия, США, была выложена опубликованная в феврале 2015 года 8-страничная статья известного американского архивиста и педагога профессора Ричарда Пирс-Мозеса (Richard Pearce-Moses) «Партизанский подход к электронным архивам» (A Guerrilla Approach to Digital Archives), которая доступна по адресу http://arstweb.clayton.edu/presentations/Pearce-Moses_GuerrillaApproach_ACA-UBC.pdf .
Статья подготовлена по материалам доклада, сделанного автором 13 февраля 2015 года на 7-м международном симпозиуме «Профессиональное образование и архивы: Что понадобится в будущем?» (Professional Education and Archives: What Does the Future Require?) в Ванкувере, Канада. Симпозиум был организован студенческой секцией Ассоциации канадских архивистов (Association of Canadian, Archivists, ACA) при университете Британской Колумбии (University of British Columbia, UBC).
Ниже приведены несколько «выжимок» из этой статьи – надеюсь, они подтолкнут владеющих английским языком коллег к тому, чтобы прочесть эту публикацию в оригинале.
Ричард Пирс-Мозес в 1982 году
Что нужно знать архивистам?
Простой вопрос, отражающий основную тему данного симпозиума: что нужно знать профессионалам по работе с документами (специалистам по управлению документами, архивистам и т.д.) - особенно сегодня, с учетом того, что может потребоваться в будущем при работе с электронными документами и виртуальными архивами?
На данный вопрос, возможно, лучше всего ответить, дав ответ на второй вопрос: что делает, чем занимается архивист? Этот второй вопрос кажется простым, но меня часто поражают те ответы, которые дают на него архивисты – как студенты магистратуры в университете Клейтон, так и многих коллеги, которые уже много лет занимаются практической работой. Я не собираю статистику для анализа, но по памяти могу сказать, что наиболее распространенный ответ, который я получаю – это «Архивисты сохраняют прошлое» (или какой-либо похожий вариант, в котором использованы слова «память» или «история»).
Реже я получаю ответы типа «Архивисты хранят документы, которые защищают права и интересы граждан и организаций, а также помогают нам понять нашу культуру и историю». Это неплохой ответ, но на другой вопрос – он говорит о результатах, а не о самой деятельности.
В защиту коллег могу сказать, что данный вопрос часто застаёт их врасплох. В то же время, думаю, эти ответы свидетельствуют о том, что - на мой взгляд, и с точки зрения положения дел в США - знания и навыки многих архивистов основаны скорее на практике, чем на теории.
Более тридцати лет назад Фрэнк Берк (Frank Burke) бросил вызов профессиональному сообществу – четко сформулировать наконец, спустя пятьдесят лет после основания Общества американских архивистов, теорию архивного дела. Джон Робертс (John Roberts) ответил ему в своем эссе «Много шума о стеллажах»: «О чем тут можно теоретизировать?». Комментарии Робертса можно воспринять как антиинтеллектуальные, но они, как мне кажется, отражают прагматичное отношение, сформировавшееся у людей в «окопах», когда нужно было обеспечить, чтобы работа была сделана.
Лично я считаю, что существует достаточно простой ответ на вопрос о том, что делает архивист. Я часто поддразниваю затрудняющихся ответить на него своих коллег и студентов, говоря, что при этом вполне можно уложиться менее чем в 25 слов. Я опираюсь при этом на «Справочник», опубликованный Академией сертифицированных архивистов» (Academy of Certified Archivists), в котором перечислены основные виды деятельности архивистов:
- Отбор, экспертиза ценности и прием на хранение
- Упорядочение и описание
- Справочная работа и обеспечение доступа
- Защита и обеспечение долговременной сохранности
- Информационно-пропагандистская работа и продвижение
- Управление архивными программами
Профессиональные теоретические знания
Архивисты по-прежнему нуждаются в профессиональных теоретических знаниях. Позвольте мне начать с примера. Когда-то в профессии был консенсус относительно того, что представляет собой документ. В электронную эпоху этот консенсус разваливается. Раздробленная на элементы информация в базе данных может быть собрана в несколько различных представлений. Являются ли эти представления документами? Являются ли они различными документами? Имеет ли значение виртуальность этих представлений, как в плане их нематериальности, так и в плане существования в виде потенциальной возможности воссоздания, а не сохраненных в зафиксированном виде? Где и что является документом – сами базы данных, различные представления или и то, и другое?
Архивисты нужно найти время, чтобы обдумать то, что ранее казалось очевидным, проанализировать и препарировать этот консенсус, и переосмыслить свое понимание того, что лежит в самой основе их профессии.
Вторым примером могут служить метаданные. Архивисты, как правило, думают о метаданных в связи с электронными документами. В прошлом мы обычно особо не задумывались о метаданных физических документов, потому что они были настолько привычными, что мы их не замечали.
Ещё один пример. Стандарт METS (Metadata Encoding and Transmission Standard – стандарт кодирования и передачи метаданных – Н.Х.), среди прочего, позволяет зафиксировать последовательность и взаимосвязь многих файлов, которые образуют единый документ. Для физических документов, их последовательность и взаимосвязь может быть зафиксирована при помощи физических метаданных в виде скобы или скрепки.
Я использую подобные примеры для того, чтобы показать, какие теоретические знания необходимые для специалистов по работе с документами в электронную эпоху. Практически для каждого аспекта архивной работы необходимо провести аналогичный анализ, чтобы в полной мере понять, с чем же мы имеем дело. Я также заметил, что многие - если не все – проблемы, с которыми я сталкивался при работе с электронными документами, имели свои аналоги в мире физических документов, способствующие пониманию вопроса и подсказывающие новые решения.
Технические знания и навыки, нужные представителям нашей профессии
Помимо понимания теории профессии, архивисты должны обладать знаниями технологий и электронной информационной экосистемы. Какие же технологии архивистам следует знать?
Во-первых, нужна общая эрудиция и умение свободно обсуждать эти вопросы. Наши выпускники должны быть в состоянии вести осмысленный разговор с ИТ-специалистами. Они должны уметь формулировать свои потребности на понятном ИТ-специалистам языке. Они также должны понимать специалистов по технологиям, которые приходят за стол совместных обсуждений, имея собственное видение мира и язык. В ходе коллективной работы представители каждой из профессии высказывают свои предложения, касающиеся решаемой задачи. Архивисты должны быть способны воспринимать предложения, делаемые ИТ-специалистами - предложения, которые могут представлять собой хорошую практику в корпоративной среде, но могут не соответствовать специфическим потребностям архивов.
Во-вторых, архивистам нужны базовые компетенции - какое-то количество технических знаний и навыков, достаточное для выполнения обычных рутинных операций. Они не должны рассчитывать на то, что у них будет возможность привлечь ИТ-специалистов для выполнения всей чёрной работы с электронными документами. Напротив, я считаю, что архивисты должны уметь манипулировать и управлять электронными документами точно так же, как они манипулируют и управляют физическими документами.
Наконец, я считаю, что опытные архивисты в электронную эпоху будут уметь общаться и владеть знаниями и навыками на продвинутом уровне. Очень немногие выпускники выйдут из вуза, имея подобный уровень подготовки. Скорее всего, у них будет солидная теоретическая и техническая база, на основе которой они смогут расти. Настоящими профессионалами они станут после нескольких лет практической работы, включающей в себя изучение всё большего и большего числа новых инструментов и экспериментирование с ними. Со временем они освоят многие и навыков профессиональных ИТ-специалистов.
Ричард Пирс-Мозес (Richard Pearce-Moses)
Дополнительный материал: Рекомендую также посмотреть выложенный на блоге перевод одного из докладов Ричарда Пирс-Мозеса, http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/i.html
Источник: сайт университета штата Джорджии в Клейтоне (Clayton State University)
http://arstweb.clayton.edu/presentations/Pearce-Moses_GuerrillaApproach_ACA-UBC.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий