четверг, 17 сентября 2015 г.

Франция: Чего архивисты хотя от «Закона о художественном творчестве»?


Статья Элен Жирар (Hélène Girard) была опубликована 27 августа 2015 года на сайте «Газеты коммун» (La Gazette des Communes).

Ассоциация французских архивистов (Association of French Archivists, ААР) уже работает над тем, чтобы обеспечить восстановление в раздела «Архивы» в проекте закона о художественном творчестве, архитектуре и культурно-историческом наследии (loi sur la création artistique, l’architecture et le patrimoine, «CAP»). Ассоциация ищет новые контакты и оттачивает аргументацию для депутатов парламента, которые начнут изучать текст законопроекта в комитете с 20 сентября 2015 года.

С сентября Ассоциация французских архивистов начнет свой крестовый поход за возвращении архивов в законопроект CAP (о художественном творчестве, архитектуре и культурно-историческом наследии). Они были убраны из финальной версии, утвержденной Кабинетом министров 8 июля 2015 года. Это неожиданное решение Министерства культуры вызвало большое разочарование в профессиональной среде, и сразу же в AAF началась мобилизация с целью привлечь внимание дворца Матиньон (Matignon – резиденция премьер-министра Франции – Н.Х.) и заинтересованные министров (культуры, по вопросам электронных технологий), а также народных избранников.

Парламентская поддержка

«Архивам целиком посвящен раздел II «Кодекса о культурно-историческом наследии» (Code du patrimoine). Как они могут отсутствовать в этом законопроекте, помимо положений о зарубежных  делах, где они упомянуты?», спрашивают президент AAF Катель Огье (Katell Auguié) и президент секции межобщинных и муниципальных архивов AAF Ромен Жулья (Romain Joulia). Архивисты уверены, что им уже удалось заинтересовать директора по вопросам культурно-исторического наследия Венсана Бержо (Vincent Berjot), с которым они встретились 1 июля. Теперь они надеются заручиться поддержкой депутатов и сенаторов, чтобы внести поправки в законопроект, возвращающие в него архивы, по следующим трем вопросам:
  • Новое правовое определение архивов;

  • Расширение возможностей по объединению исторических архивов (имеется в виду в первую очередь объединение ресурсов муниципальных образований для содержания архивов – Н.Х.);

  • Интеграция в сферу государственных архивов тех архивов, которые были созданы государственными должностными лицами за пределами их основной государственной деятельности.
В Национальном собрании (Assemblée nationale – парламент Франции – Н.Х.), где обсуждение текста в комитете начнется 20 сентября 2015 года, среди ключевых контактных лиц во дворце Пале-Бурбон, с  которыми взаимодействует Ассоциация французских архивистов, числится депутат от Парижа, представитель Социалистической партии Патрик Блош (Patrick Bloche). Он един в трёх лицах: представитель Парижа, являющийся Председателем Комитета по вопросам культуры, 15 июля также был докладчиком по законопроекту CAP. Он также в своё время представлял Закон об архивах 2008 года (loi n° 2008-696 du 15 juillet 2008 relative aux archives).

Определение, которое надо дополнить

Действующее определение понятия «архивные документы, архивы» (archives, ст.211-1 Кодекса о культурно-историческом наследии) пока что не охватывает электронные документы и данные. В этой связи Ассоциация французских архивистов выступает за то, чтобы «архивные документы» теперь определись как «любые документы, физические и электронные». «В конечном итоге, мы выбрали вариант определения, упоминающий электронные документы, а не данные», поясняет Ромен Жулья. Это позволяет избежать ситуации, в случае судебного спора, когда Комиссия по доступу к административным документам (Commission d’accès aux documents administratifs, CADA) может объявить себя некомпетентной. Целью предлагаемой поправки является укрепление роли специалистов архивного дела и по управлению документами в электронном мире.

Географическая информационная система ((С) Emilio Gomez Fernandez)

Объединенное управление историческими архивами

Сейчас закон позволяет объединять усилия и ресурсы только для управления оперативными и полуактивными документами (ст. 212-4 Кодекса о культурно-историческом наследии). Из-за этого невозможно создать коллективно используемую различными органами власти электронную платформу для постоянного хранения электронных архивных документов.

«Такое положение дел идет вразрез с проводимым государством стимулированием к объединению ресурсов», - объясняет Ромен Жулья. Задача заключается в том, чтобы объединить ресурсы для проектов, которые муниципальные образования редко когда в состоянии выполнять самостоятельно, и которые требуют научно-технических знаний и компетенций».

Сегодня уже есть проекты такого рода, в которых участвуют некоторых (очень немногие) муниципальные органы власти, но они не охватывают все стадии жизненного цикла документов. Для документов постоянного срока хранения каждое муниципальное образование должно обеспечить ИТ-решение, поддерживающее возможность перехода на другую систему хранения. Проекты быстро становятся, как выражается AAF, «фараоновскими», заставляя «ниже по течению» переходить на индивидуальное управление тем, что до этого управлялось объединенными усилиями, в результате чего муниципальные власти несут огромные расходы. «С учетом того, что ответственные за муниципальные ИТ-услуги лица утверждают, что это всегда одни и те же документы, данный фактор тем более является блокирующим для развития электронной архивации. Они поэтому не склонны создавать несколько информационных систем для хранения документов на различных стадиях их жизненного цикла, поскольку это слишком сложно и слишком дорого. Нам нужна согласованность в вопросе хранения архивных документов», - отмечает Катель Огье.

Расширение сферы интересов государственных архивов

При текущем положении вещей сфера деятельности государственных архивов ограничена документами, созданными в ходе выполнения государственными органами своих задач (ст.211-4 Кодекса о культурно-историческом наследии, а также Постановление №2009-483 от 29 апреля 2009 года). «Тем самым из сферы государственных архивов исключаются документы, созданные государственными и общественными деятелями», - объясняет Роман Жулья. Это происходит, например, с архивными документами, созданными в сфере «частных интересов» центральных и местных властей: дела, относящиеся к национальным лесам, жилому фонду, сельским дорогам, жильём для священников и т.д. Как следствие, эти документы не проходят контроль при проведении их уничтожения, и может не выполняться обязанность по передаче ценных документов на постоянное хранение. Что касается граждан, то они не имеют доступа к этим документам. Ассоциация французских архивистов призывает парламентариев исправить этот недостаток.

Кроме того, закон от 15 июля 2008 года также исключает из сферы интересов государственных архивов архивы национальных и местных государственных компаний, (компаний в смешанной собственности и находящихся в муниципальной собственности). «Эти «сопутствующие» образования занимают всё большее и большее место в государственной и муниципальной деятельности. Необходимо, чтобы архивные службы имели право собирать и раскрывать подобные архивные документы, представляющие большой интерес для историков», - отмечает Ромен Жулья. В качестве примера можно назвать значение компаний, управляющих городским общественным транспортом, в истории транспорта, или значение деятельности обществ со смешанной собственностью (Société d'économie mixte, SEM) по планированию в истории градостроительства.

Закон от 15 июля 2008 года также исключает из сферы интересов государственных архивов архивы национальных и местных государственных компаний. Трамвай в Нанте ((С) Cramos)

В фокусе: Почему бы не принять новый закон об архивах?

4 июня 2015 года, через два дня после объявления об исключении раздела об архивах из законопроекта CAP, Ассоциация французских архивистов выпустила заявление, под названием «Почему Франции необходим новый закон об архивах» (см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/06/blog-post_0.html ).

Сегодня, хотя аргументы остаются теми же, архивисты всё же считают более разумным бороться за поправки в законопроект CAP – что представляется более достижимой целью, чем надежды на гипотетический будущий закон об архивах. Плотность графика работы парламента, близость первой стадии кампании по выбору президента в 2017 году, которая неизбежно заморозит реформы, - а также опасения быть записанными в число противников уже принятого в 2008 году закона – побудили лидеров AAF сосредоточиться на кажущемся более реалистичным пути внесения поправок в законопроект. «Закон 2008 года нас, по большому счету, устраивает, за исключением нескольких необходимых сегодня корректировок», - отмечает Ромен Жулья, президент секции межобщинных и муниципальных архивов AAF. Главный недостаток действующего закона связан с тем, что он разрабатывался в 1990-е годы и поэтому не учитывает развитие электронных технологий.

Элен Жирар (Hélène Girard)

Источник: сайт «La Gazette des Communes»
http://www.lagazettedescommunes.com/385247/projet-de-loi-creation-ce-que-les-archivistes-veulent-obtenir/

Комментариев нет:

Отправить комментарий