Данную заметку американский архивист Бонни Ведл (Bonnie Weddle) опубликовала 20 августа 2015 года на своём блоге «l'Archivista».
Ежегодная встреча членов Общества американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) сейчас в самом разгаре, и я целый день слушала доклады и обменивалась новостями с коллегами. Я не собираюсь рассказывать на блоге о каждой сессии или заседании, на которых побывала – мне для этого уже недостаёт необходимой выносливости - а вместо этого постараюсь рассказать о самых интересных, убедительных и полезных сессиях и идеях, с которыми буду сталкиваться.
Сегодня я посетила две очень хороших сессии, посвященных балансу между защитой неприкосновенности частной жизни и доступностью применительно к электронным документам. Также дала пищу для размышлений сессия о том, следует ли - и если да, то как - документировать деятельность сообществ, которые этого не хотят; а также о том, как некоторые из предположений и соглашений, «встроенных» в архивную практику, могут увековечить причиненные в прошлом несправедливости в отношении коренных народов. Но для меня самым ярким событием дня оказался пришедшийся на обеденное время форум под названием «Тайная жизнь документов». Сказанное ниже вряд ли в полной мере отдаст ему должное, - как обычно со мной бывает перед мероприятиями SAA, я не смогла выспаться, - но мне хотелось записать ряд мыслей прежде, чем отправляться в кровать.
Форум, организованный комитетом SAA по этнико-культурному многообразию, привлек внимание к недавним усилиям по документированию движения «Жизни негров имеют значение» (Black Lives Matter) и иной реакции на последние громкие дела об убийстве полицейскими и других действиях, приведших к гибели афро-американцев. Как отметил участник панели экспертов Джарретт Дрейк (Jarrett Drake, Принстонский университет), средства массовой информации и значительная часть общественности склонны принимать на веру сценарии событий, включенные в полицейские отчеты и другие государственные документы. Однако недавние события высветили тот факт, что эти документы могут содержать неточности, искажения и умышленную ложь, и что их следует дополнять материалами, созданных лицами и сообществами, которых затронули неправомерные действия полиции.
Участники панельной дискуссии обсудили многочисленные подходы к сбору и захвату этих материалов в электронную эпоху. Бергис Жюль (Bergis Jules, Калифорнийский университет в Риверсайде) рассказал о том, как он и его коллеги захватывали твиты (т.е., контент микроблога Твиттер), относящиеся к афро-американцам, погибших в стычках с полицией и движению «Жизни негров имеют значение».
Надя Гаседи (Nadia Ghasedi, Вашингтонский университет) сообщила, как их хранилище создало веб-сайт на основе «Омеки» (Omeka, http://omeka.org/ – платформа веб-публикации с открытым исходным кодом – Н.Х.), который даёт возможность местным жителям загружать копии фотоснимков, видео- и аудиозаписей и других материалов, документирующих протестные выступления населения, имевшие место в Сент-Луисе, штат Миссури, после применения оружия полицией, приведшего к смерти молодого афро-американца в пригороде Фергюсон.
Стейси Уильямс (Stacie Williams, университет Кентукки) и Джаррет Дрейк (Jarrett Drake) поделились тем, как онлайн-дискуссия с участием архивистов изо всех уголков Соединенных Штатов дала толчок инициативе по сохранению устной истории и созданию онлайн-хранилища, в котором документируются случаи, когда граждане сталкиваются со злоупотреблениями полиции и превышением ею полномочий в г. Кливленде, штат Огайо.
Я нахожу эти проекты интригующим по ряду причин:
- Они представляют собой поразительный отход от традиционного архивного подхода к приобретению документов, в рамках которого должно пройти определенное время, прежде чем документирующие определенное событие материалы могут быть приняты на хранение; проводится тщательная оценка потенциальных поступлений, и, во многих случаях, отдается приоритет документам, созданным учреждениями и лицами, обладающими значительной социальной и экономической властью.
Данные проекты включают опережающий захват материалов вскоре после их создания и целенаправленный поиск материалов, созданные теми лицами и организациями, которые слишком часто оказываются отчужденными и отодвинутыми на обочину. - Проекты предусматривают копирование изначально-электронных материалов, которые, по всей вероятности, будут сохраняться в электронном виде, оставляя оригиналы в руках их создателей (или, в случае твитов, онлайн-сервиса, использовавшегося их для распространения). Если подход «ответственного хранения» (когда архиву передаются как сами материалы, так и право контроля над ними – Н.Х.) к сохранению электронных документов представляет собой «один рог быка», а «посткастодиальный» подход (управление и/или методическая поддержка деятельности по обеспечению сохранности материалов на месте, без передачи их на хранение в архив – Н.Х.) - другой рог, то этот подход оказывается где-то между ними.
- В данных проектах предполагается, что создание «архивов» в сегодняшнем понимании этого понятия, возможно, не является единственной моделью сохранения истории общества. Проект по Кливлену продвигается усилиями географически распределенной группы архивистов, формально не связан с каким-либо учреждением, и возможно, никогда не будет «в сфере компетенции» какого-то одного «архива» (как мы их сегодня понимаем). Подозреваю, что мы увидим растущее число неформальных, существующих только в онлайн-среде «архивов» (и я надеюсь, что Internet Archive захватит и сохранит их, потому что в противном случае некоторые из них могут затем исчезнуть без следа).
- Эти проекты подчеркивают тот факт, что архивистам по-прежнему придётся иметь дело с вопросами власти и привилегий, - и, возможно, обнаружится, что при работе в онлайн-среде эти проблемы лишь обостряются. Как отметил Бергис Жюль, пользователь Твиттера может в конечном итоге пожалеть о том, что она написала конкретный твит - и будет шокирована, обнаружив, что архивы захватили и сохранили этот твит, не спрашивая ее разрешения.
Стейси Уильямс и Джаррет Дрейк отметили, что болезненно осознавали своё положение привилегированных чужаков, просивших жителей Кливленда довериться им, несмотря на то, что у них не было детального знания истории и борьбы сообщества.
Скорость, с которой можно найти в Интернете соратников и обеспечить веб-присутствие означает, что можно очень быстро запустить проект, однако для завоевания доверия потенциальных источников / собеседников, несомненно, по-прежнему будут требоваться значительное время и усилия. Подозреваю, что все большее число архивистов обнаружат себя втянутыми в подобные противоречивые ситуации.
Бонни Ведл (Bonnie Weddle)
Источник: блог l'Archivista
http://larchivista.blogspot.ru/2015/08/saa-2015-new-approaches-to-documentation.html
Очень ново и поучительно (для меня).
ОтветитьУдалитьСпасибо !