Приказом Министерства культуры РФ от 3 июня 2014 года № 976 признан утратившим силу приказ Федеральной архивной службы России от 18 февраля 2002 года № 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В приказе отмечено, что это сделано «в целях приведения нормативной правовой базы в области архивного дела в соответствие с законодательством Российской Федерации».
Для справки: Приказ Федеральной архивной службы России от 18 февраля 2002 года № 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» был издан в связи с принятием 30 декабря 2001 года Федерального закона № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым в КоАП в статье 13.20 были установлены административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования документов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан и на должностных лиц. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.20, рассматриваются мировыми судьями. Протоколы об административных правонарушениях «составляются должностными лицами органов, уполномоченных в области управления архивным фондом».В пояснительной записке к проекту приказа Минкультуры России «О признании утратившими силу приказа Федеральной архивной службы России от 18 февраля 2002 г. № 18» подробно разъяснено, почему приказ 2002 года должен быть отменен.
Приказом Росархива был установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях:
Приказом руководителям архивных органов субъектов Российской Федерации было предложено (п.2.3): «при проведении проверок хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, в т.ч. находящихся на хранении в организациях - источниках комплектования государственных архивов, в случае обнаружения нарушений архивного законодательства, правил работы архивов вносить в установленном порядке в суды протоколы о нарушениях правил хранения, комплектования, учета или использования документов».
- руководитель Федеральной архивной службы России, его заместители;
- руководители структурных подразделений Федеральной архивной службы России, их заместители;
- руководители архивных органов субъектов Российской Федерации, их заместители;
- руководители структурных подразделений архивных органов субъектов Российской Федерации, их заместители.
Пояснительная записка к проекту приказа Минкультуры России «О признании утратившими силу приказа Федеральной архивной службы России от 18 февраля 2002 г. № 18»Мой комментарий: Учитывая, что вопросы обеспечения сохранности архивных документов не очень сильно волнуют Министерство культуры, а штрафы по статье 13.20 просто смешные, то вряд ли в ближайшее время по этой статье будут кого-либо привлекать.
Приказ был издан в период, когда в соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, а также пунктом 3 Положения о Федеральной архивной службе России в ее систему входили органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. В соответствии с указанными актами Росархив осуществлял государственное регулирование в области архивного дела и контроль.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная архивная служба была преобразована в Федеральное архивное агентство, ее функции по принятию нормативных правовых актов были переданы Минкультуры России. Пунктом 7 Положения о Росархиве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 290, установлено, что Агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору.
Функциями по контролю и надзору была наделена вновь образованная служба - Росохранкультура, в настоящее время, в связи с ее упразднением, указанные функции осуществляет Минкультуры России и его территориальные органы.
Частью 1 статьи 28.3. КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 статьи 28.3. КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.20 КоАП РФ.
Полномочия на осуществление государственного контроля и надзора в сфере архивного дела, осуществляемые ранее Росохранкультурой, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не передавались.
Положениями части 4 статьи 28.3. КоАП РФ определено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Статьей 16 Федерального закона от 22.10.2004 «Об архивном деле в Российской Федерации» определено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, осуществляют контроль за соблюдением законодательства об архивном деле, но не государственный контроль (надзор) в области архивного дела.
В тоже время, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела может быть наделен полномочиями по осуществлению государственного (регионального) контроля (надзора) в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Указанной нормой установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что Росархив не вправе осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере архивного дела, а полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в сфере контроля (надзора) ограничены, в соответствии Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ региональным государственным контролем (надзором), приказ Федеральной архивной службы России от 18.02.2002 № 18 подлежит отмене.
Источник: сайт Федерального архивного агентства / Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=12&doc_id=37900
http://archives.ru/documents/ministry-orders/prik_976_2014.shtml
Акционерные общества, унитарные предприятия и т.д. пусть боятся ст.13.25, штрафы по которой существенно больше, чем анекдотичные 500 руб.
ОтветитьУдалить